Меню

Водяные лилии клод моне в каком музее



Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне

Пейзажные картины Кувшинки (Водяные лилии), авторства Клод Моне, представляют собой цикл, объединяющий 250 полотен. Это произведение занимает центральное место в последнем тридцатилетии творчества прославленного художника-импрессиониста.

История создания

Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.

После того, как первая картина была впервые представлена в 1919 г., все холсты решено было разместить в музее Оранжери (Тюильри). Под «Кувшинки» было отведено две большие овальные комнаты.

Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.

Автор

Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.

Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.

В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.

Самые известные «Кувшинки»

Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.

Белые кувшинки

Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.

Водяные лилии в розовом

Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.

Голубые кувшинки

На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.

Пруд с водяными лилиями

Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.

Читайте также:  С помощью чего размножается лилия

Зеленые отражения

Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки. Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери.

Картины Кувшинки считаются одним из самых знаменитых произведений в жанре импрессионизма. На этих полотнах Клод Моне идеально передает игру цветовых оттенков и переливов света в лепестках цветов и их отражениях в водной глади. Все картины имеют большие размеры и относятся к жанру пейзажа.

Интересные факты о цикле и авторе картин

Клод Моне признан одним из величайших живописцев XX века. А картины цикла «Кувшинки» — одним из важнейших достижений живописи модернистского направления. Несколько интересных фактов об авторе и произведении:

  1. Само название жанра – «импрессионизм» — было взято у одной из известнейших картин, которую написал Клод Моне – «Впечатление. Восходящее солнце».
  2. Все свои картины художник писал исключительно при дневном освещении.
  3. Во время написания полотен «Кувшинки» садовникам приходилось не раз пересаживать цветы, чтобы добиться расположения, которого хотел автор.
  4. В 1912 г. Клод Моне практически потерял зрение из-за катаракты, перенес операцию и после этого видел некоторые цвета искаженными – это отражают поздние картины цикла.

Кувшинки до сих пор пользуются огромной популярностью, как украшение интерьера – уникальные переливы цвета позволяют полотнам оживить любую обстановку.

Источник

Клод Моне и его «Кувшинки» в музее Оранжери

Музей Оранжери (Le Musée de l’Orangerie) — один из самых трогательных музеев французской столицы.

Путешествуя по Франции, я ходила в галерею Оранжери, чтобы ощутить на себе магию кувшинок Клода Моне. Перед знаменитыми работами Моне отступает суета, из головы уходят мысли, и ты понимаешь, что такое гармония. Словами это невозможно передать. Творение гениального художника обязательно нужно увидеть и прочувствовать самому.

Дорога к галерее Оранжери идет через живописный сад Тюильри. Можно объединить приятную прогулку в парке с посещением музея.

Откуда пошло название музея, достоверно сказать нельзя. Скорее всего, музей получил название по наследству от старой императорской оранжереи дворца Тюильри, в которой он был построен архитектором Фирмином Буржеуа. А возможно, что своим названием музей Оранжери обязан апельсиновым деревьям, растущим вокруг здания. Обе версии имеют право на существование, ведь по-французски «оранжери» — это и теплица для апельсинов, и оранжерея.

А после реставрации музей стал действительно похож на оранжерею. Огромный стеклянный люк, установленный над шедеврами импрессионистов, освещает пространство музея дневным светом, который так любили и запечатлевали в своих произведениях художники.

Главная ценность музея — это овальные залы, отданные великому Клоду Моне и его «Кувшинкам» («Les Nympheas»).

Два больших скругленных зала, почти эллиптической формы, залиты мягким дневным светом с полупрозрачного потолка. По периметру картины, словно бы нарисованные прямо на стенах. Даже не картины, а огромные вогнутые панно.

Но на самом деле оба зала целиком занимает единственная работа Моне, состоящая из восьми частей. Вода и кувшинки. Полотно общей длиной 91 метр! Моне написал эти восемь огромных панно в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их. Этот план никогда бы не осуществился без личной и политической поддержки Жоржа Клемансо.

К кувшинкам, чье французское название происходит от нимф — античных духов природы, представлявшихся людям в образе прекрасных девушек, — художник испытывал особые чувства, и писал их всю свою жизнь. Панно, выставленные в музее Оранжери, — это пруд с кувшинками, японский мостик и ивы на берегу в саду художника, находящегося недалеко от Парижа, в Живерни.

Последняя воля основателя импрессионизма была выполнена — все картины объединены в одну экспозицию. Ровный свет, нисходящий с потолка и бледная серовато-лиловая гамма помещения — лучший фон, который только мог пожелать Моне для своих пронизанных светом и окутанных тишиной «Кувшинок». Уникальная архитектура зала, высокие потолки и обилие света помогают восприятию «Кувшинок», открывая то сильные, а то едва заметные мазки кисти Моне.

Картины настолько огромны и величественны, что приходится отходить очень далеко для того, чтобы оценить весь шедевр целиком. А когда подходишь близко-близко, то видишь каждый мазок, и в голове не укладывается, как из таких маленьких разноцветных мазков в итоге получается такая цельная картина.

Читайте также:  Тюльпаны бордовые махровые бордовые

Вдохновила Моне на шедевр Первая мировая война. И здесь нет ничего нелогичного: насмотревшись на ужасы войны, когда тысячи его соотечественников умирали за свою страну, Моне захотел создать картину, которая бы вселяла даже в самые жестокие души только мир и покой. Кажется, ему это удалось.

Говорят, что в зависимости от времени суток и погоды, «Кувшинки» Моне каждый раз немного меняются. В дождь они приобретает сероватые краски, солнечным днем — тихо светятся, а вечерами навевают флер безмятежности и легкой тоски.

Здесь можно провести часы, разглядывая смелые, сочные мазки кисти художника. Не случайно куратор музея Филипп Сонье называет это зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».

В следующих публикациях опишу свое посещение дома-музея Клода Моне в Живерни.

Мою предыдущую публикацию «Клод Моне в музее Мармоттан-Моне» можно посмотреть здесь>>

Источник

Почему водяные лилии Клода Моне словно затянуты голубой дымкой

Как известно, Клод Моне очень любил писать водяные лилии, которых было очень много в его саду. Всего было создано более 80 работ с изображением кувшинок.

Поселившись во французской деревне Живерни, Моне собственноручно создал пруд, в котором он выращивал восхитительные водяные цветы, ставшие главными героями его картин. Они вдохновляли художника своей чистотой, красотой, светлостью и нежностью.

Однако в серии картин с кувшинками можно заметить одну особенность — они словно окутаны голубой или зеленоватой дымкой. Эта деталь делает полотна Моне сказочными и таинственными. Они словно погружают зрителя в волшебную страну, полную загадок и приключений.

Все считали Моне гением. Близкий друг живописца — врач Жорж Клемансо — говорил, что у него уникальная сетчатка глаза, которая помогает видеть то, что не видят другие. Сам Моне говорил, что хотел бы родиться слепым:

«Я хотел бы родиться слепым, а затем внезапно прозреть — так, чтобы начать писать, не зная, что собой представляют предметы, которые я вижу»

Хотя родился Моне зрячим, но перспектива ослепнуть приблизилась к нему в преклонном возрасте. После 60 лет художник начинал видеть всё хуже. У него развилась катаракта, в результате чего он стал видеть мир словно в дымке.

Вот так стал видеть свой сад Моне, приобретя катаракту.

Именно поэтому его лилии нарисованы так, словно всё находится голубовато-зеленоватом тумане. Особенность картин этого периода объясняется ухудшением зрения Моне, хотя сами картины от этого ничуть не стали хуже. Они только получили ещё большую уникальность и неповторимость, которая позволяет отличить картины Моне от произведений остальных художников. Причём сделать это может даже не сильно близкий к искусству человек.

К 72 двум годам художник почти полностью ослеп, но не переставал создавать картины. Моне сам писал о том, что из-за плохого зрения ему приходилось запоминать, в каком месте находятся различные цвета на палитре.

Художник долго не соглашался на операцию, говоря:

« Откуда я знаю, может, они дадут мне другие глаза? А мне нужны глаза Моне! Как иначе я продолжу работать?»

В итоге мастер сдался и ему удалили хрусталик в одном глазу. В результате операции зрение частично восстановилось.

Полотна Моне и по сей день пользуются невероятной популярностью и стоят огромных денег. Например, картина «Пруд с водяными лилиями» или «Пруд с кувшинками», созданная мастером в 1919 году, была продана на аукционе Christie`s в Лондоне за $80 млн. Эта работа Моне занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. У кого находится сейчас «Пруд с кувшинками» — неизвестно, поскольку коллекционеры, покупая подобные картины, часто предпочитают остаться неизвестными.

Источник

Сокровища русских музеев. Моне в Пушкинском

Чтобы познакомиться с лучшими образцами русского искусства, нужно ехать в Россию. Чтобы познакомиться с лучшими образцами французского искусства. нужно тоже ехать в Россию. Удивительно, но факт: русским меценатам Сергею Щукину и Ивану Морозову накануне Октябрьской революции удалось собрать такие коллекции, какие и не снились музеям Франции. Сегодня эти коллекции украшают Эрмитаж в Петербурге и Пушкинский музей в Москве. А именно его Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Читайте также:  Как рисовать белую лилию

Картины Клода Моне (1840-1926) обитают в зале №14 и составляют львиную долю славы собрания Пушкинского музея. Именно Моне импрессионисты обязаны своим обидным прозвищем, а точнее его картине «Восход солнца. Впечатление» . Возмущённый первой выставкой анонимного общества художников журналист написал в заметке, что выставку организовали «впечатленцы» — по-французски, импрессионисты.

Из шести полотен Моне в коллекции мецената Ивана Морозова два живут в Пушкинском музее. Это «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена» . Обе картины Морозов купил у Поля Дюран-Рюэля, известнейшего торговца картинами, которому вера в импрессионизм едва ли не стоила карьеры. Тогда, во второй половине XIX века, импрессионизм казался вырождением искусства, а то, что Дюран-Рюэль пытался продавать картины Моне наравне с Делакруа, Милле, Гойей и Курбе, казалось издевательством над клиентом.

Но Иван Абрамович купил эти картины в 1907 году, когда импрессионизм стал признанной классикой, так что один только «Бульвар Капуцинок» обошёлся ему в 40 000 франков. Вы поймёте, как это много, когда я скажу вам, что в 1875 году Моне выставил 20 своих картин на аукцион, в котором вместе с ним участвовали Огюст Ренуар, Берта Моризо и Альфред Сислей. 73 картины на четверых принесли. 11 496 франков.

Иван Морозов заботливо отбирал в свою коллекцию картины с историей, и «Бульвар Капуцинок» — яркий тому пример. Эту картину Моне представил на первой выставке импрессионистов в 1874 году, которая проходила в галерее Надара. Картина была написана в той же галерее Надара, и казалось, что это не рама, а ещё одно окно, в котором открывается вид на бульвар глазами Клода Моне. Разумеется, эта работа, как и вся выставка, возмущала: вот же окна с нормальным видом, а художник выдаёт свою мазню за реализм!

Ещё девять картин Моне в коллекции ГМИИ происходят из собрания другого мецената Сергея Ивановича Щукина. Он собирал преимущественно серийные работы, в которых Моне ставил перед собой задачу передать все нюансы изменений света и цвета в разное время. «Я хочу уловить мгновенность: атмосферу и свет, разлитый в ней», — говорил Моне, первый художник, для которого выход из мастерской на пленэр, то есть на открытый воздух, стал основой художественной программы.

Моне стремился поймать то, что поймать невозможно, — мгновение. Он ловил его в Париже (в клубах пара на вокзале Сен-Лазар), в Руане (в кружевной архитектуре Руанского собора), в Лондоне (в поглощающих мост Ватерлоо и здание Парламента туманах), на острове Бель-Иль (в океанической пене и прибрежных скалах) и в собственном имении в Живерни под Парижем (в стогах сена и в любимом пруду с кувшинками).

Когда Моне снимал комнату на главной улице Руана с видом на готический собор, он жаловался: «Я сломлен, я не могу больше. У меня была ночь полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то жёлтым» . Эту переменчивость света, соединённую с постоянством архитектурных форм, и передаёт серия из 20 с лишним работ, раскиданных по музеям мира. Нам повезло: в ГМИИ живёт сразу две картины из этой серии.

«Белые кувшинки» — одна из 12 картин цикла, посвящённого уголку Живерни (это имение он купил в 1883 году), обустроенному самим художником. Это — дань Японии, страсти каждого импрессиониста, и особенно Моне. Так что этот пруд, кроме кувшинок, украшает изящный японский мостик. «Белые кувшинки» — картина, которая стремится стать панно. И станет: в последние годы Моне посвятит своему любимому пруду не одно панно.

Лондон, наверное, отчасти обязан Моне тем, что во всём мире он известен как туманный Альбион: художник специально выбирал время для поездок так, чтобы попасть на самую туманную пору. Здания на картинах лондонской серии теряют архитектурную укоренённость и становятся скорее миражами, привидевшимися в бескрайнем молоке тумана. Эти картины похожи на беспредметную живопись, которая отчаянно, волевым усилием стремится к предметности и поэтому притворяется зданием парламента или Тауэрским мостом.

Эту картину Сергей Иванович Щукин купил у того же Дюран-Рюэля 26 ноября 1904 года за скромные 18 000 франков. Картина примечательна ещё и тем, что это последний Моне, купленный Щукиным. Скоро начнётся период его всепоглощающей страсти к Матиссу , о котором я писала ранее.

Источник