Меню

Орфограмма в приставке раз роз



Правописание приставок на «з» и «с»

Написание приставок, которые заканчиваются на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного глухого или звонкого начинается корень слова.

В русской орфографии есть правило, связанное с фонетикой, — написание приставок на «з» и «с».

Перечислим эти приставки:

Когда в приставке пишется буква «с»

Для того, чтобы сделать правильный выбор в написании приставок на «з» и «с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».

Примечание.

Глухие согласные поможет запомнить фраза «Фока, хочешь поесть щец?».

Когда в приставках пишется буква «з»

Перед звонким согласным в корне слова на конце приставки пишется буква «з».

  • безрадостный,
  • воздаяние,
  • взглянуть,
  • изделие,
  • низвержение,
  • обезглавить,
  • разделочный,
  • розданный,
  • чрезмерность.

Примечание.

Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень.

Примечание.

В русском языке не существует приставки з-, а есть слова с начальным корневым согласным «з».

Приставки З- в русском языке не бывает!
Есть только приставка С-
Сжечь
Сбежать
Спеть
Сделать

Примечание.

Есть так называемый «подводный камень» в написании данных слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несданный, несгораемый, несдобровать.

Среди данных слов нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе указанных слов не одна, а две приставки:

Таким образом, в середине слова спряталась приставка с-. Хоть перед звонким согласным в корне слышится «з», всё же пишется приставка с-.

Приставки раз-/рас- и роз-/рос-

Есть ещё одна трудность в написании приставок раз-/рас-. Правило правописания для приставок на «з» и «с» не является единственным. В данных приставках есть ещё одна орфограмма.

Правильное написание гласных в приставках раз-/рас- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу.

Без ударения пишется приставка раз-/рас-, а под ударением пишем роз-/рос-.

Пример: раздать — розданный, разливать — розлив.

Выведем алгоритм правильного написания букв «з» и «с» в приставках.

Источник

Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок открытия нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
urok.pravopisanie_pristavok_roz-_ros-_raz-_ras-.docx 9.27 КБ

Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.

Урок усвоения новых знаний.

  1. Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
  2. Научиться использовать полученные знания на практике;
  3. Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

— От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?

— От каких условий зависит написание приставок на з-с?

— Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?

— Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

— Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)

Дети формулируют тему и цели урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О , БЕЗ УДАРЕНИЯ — А .

*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:

  1. Первичная проверка понимания

— На что очень похожи эти приставки?

— Как их отличить друг от друга?

— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст-ращ-рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-)

слова с корнями раст-ращ-рос

Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.

— Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

  1. Д/З
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр «Правописание приставок»

Данный ресурс проверяет правописание приставок, не изменяющихся на письме; приставок при- и пре-; оканчивающихся на З-С.

Ход урока на тему «Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок»

Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа.

Конспект и материалы к уроку в 10 классе «Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок»

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски.

урок русского языка «Путешествие по городу приставок при- и пре-» по теме «Правописание приставок при- и пре-«

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О.

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку.

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова.

Правописание приставок. Вводный урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-«. 6 класс

Урок является вводным по теме «Правописание приставок» в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме «Правописание приставок пре-, при-«. В конспекте на последней стр.

Источник

Приставка «рас» и «раз»: правило. Приставки на «з» и «с»: правило

Ра. пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Приставки на –з и –с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило правописания приставок на –З и –С

Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь.

Глухие согласные

произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле.

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра. пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].

В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Источник

Правописание приставок раз-(рас-), роз-(рос-).

Правописание приставок раз-(рас-), роз-(рос-).

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок раз-(рас-), роз-(рос-).»

Тема. Правописание приставок РАЗ-(РАС-) – РОЗ-(РОС-).

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок раз- (рас-) – роз-(рос-).

1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Обогащать словарный запас учащихся;

6.Совершенствовать орфографические и умения.

1.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных;

2.Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

3.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

4.Развивать умение применять новые знания;

1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.Воспитание ценностного отношения к слову;

3.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».

Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа — часть слова без окончания.

4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень — главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

— А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .

3.Практическая работа с языковым материалом.

Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.

Делается вывод, формулируется правило самими детьми.
— Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.

4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.

Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

— Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то — о)

4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Дети формулируют тему и цели урока.

5.Первичное усвоение новых знаний.

— Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь — что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило:

В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ — А.

Мне сказали: «Папа должен
рядом с двойкой расписаться».
Роспись делает художник,
папа мог разволноваться.

Чтобы избежать расправы,
одним росчерком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.

Разгадал мой ход учитель
и устроил мне разнос,
россыпью слова рассыпал
все с приставкой раз- и роз-:

Выдаю без размышленья
звонким голосом своим:
— Пишем а без ударенья,
пишем эс перед глухим!

6. Динамическая минутка.
– Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете.
Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться.

(Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами).

На что очень похожи приставки раз- (рас-) – роз-(рос-)?

— Как их отличить друг от друга?

— Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый — с корнями раст- ращ- рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

Взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; 2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-)

слова с корнями раст-ращ-рос

Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

Расти, растение, ростовщик,

Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

— Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

9.Рефлексия деятельности. Подведение итогов занятия.

— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

Я испытывал трудности …

4. Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Выучить § 7.Задание на ваш выбор.

1.Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2.Распределить слова по столбикам.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

Источник

Читайте также:  Шаблоны для изготовления розы из фоамирана