Меню

Картофель лилия ландыш тюльпан табак томат пасленовые лилейные



Картофель лилия ландыш тюльпан табак томат пасленовые лилейные

Установите соответствие между признаком растения и семейством покрыто-семенных, для которого он характерен.

А) пятичленный цветок

Б) мочковатая корневая система

В) параллельное жилкование листьев

Г) в проводящих пучках нет камбия

Д) многие части растения ядовиты

Е) встречаются кустарниковые формы

2) паслёновые

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВО

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Семейство лилейные (например, лилия тюльпан) относится к классу Однодольных: мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев, в проводящих пучках нет камбия. Семейство Пасленовые (например, томат, картофель, дурман) относится к классу Двудольных: пятичленный цветок, многие части растения ядовиты, встречаются кустарниковые формы (род дереза).

Источник

Семейство паслёновых и лилейных. (особенности строения, основные представители, роль в природе и жизни человека)

В семействе около 2000 видов. Огромное большинство их — дикорастущие травянистые растения. Паслёновые — одно из важнейших в хозяйственном отношении семейств; оно включает пищевые растения( картофель, томаты, баклажаны), декоративные( петуния гибридная, душистый табак), лекарственные( красавка-белладонна).

Несмотря на большое внешнее разнообразие, все паслёновые обладают общими отличительными признаками. Цветки этих растений имеют чашечку из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик. Плоды у паслёновых — либо ягоды( паслён чёрный, томат), либо коробочки( табак, петуния гибридная, белена чёрная).

Одно из самых характерных растений этого семейства — паслён чёрный (рис.). Он растёт в садах, на огородах и бахчах. Это небольшое травянистое однолетнее растение с белыми звёздчатыми цветками цветёт летом и осенью до самых заморозков. Чёрные, спелые ягоды паслёна съедобны, а зелёные плоды, листья и стебли ядовиты. Цветок типичен для растения этого семейства. Основания лепестков у паслёна чёрного стараются и образуют короткую трубочку.

Такое же строения имеют цветки душистого табака и петунии (рис.). Они цветут на клумбах до выпадания снега. У душистого табака лепестки образуют длинную трубку; плод — коробочка с многочисленными мелкими семенами. Цветки петунии похожи на цветки душистого табака, но у них 5 ярко окрашенных лепестков срослись в воронку. У душистого табака они напоминают пятиконечную звезду.

Жёлтые самоопыляющиеся цветки томата имеют пятизубчатую чашечку, венчик из 5 или более лепестков и 5 или более тычинок. Плоды — ягоды (помидоры), как у паслёна, но крупнее, яркокрасные, иногда жёлтые и белые. Родина томатов — Южная Америка. В нашу страну эти растения привезены в 1850г. из Западной Европы и широко распространились.

К семейству паслёновых относятся ядовитые растения белена чёрная, дурман обыкновенный, белладонна. Чаще других встречается белена чёрная (рис.). Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель белены обладает неприятным запахом. Ядовито всё растение. При отравлении появляются головная боль, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, сильное нервное возбуждение, расширяются зрачки, во рту ощущается сухость. Белену и другие ядовитые паслёновые не следует брать в руки.

Семейство лилейных — самое типичное семейство класса однолетних растений. Для растения этого семейства характерны уже известные вам основные признаки класса.

Это, во-первых, зародыш с одной семядолей, а не с двумя; во-вторых, мочковатые, а не стержневые корневые системы растений, выросших из семян; в-третьих, дуговое или линейное жилкование листьев, а не сетчатое; в-четвёртых, цветки с простым околоцветником, а не с двойным. Имеются и другие признаки.

Обширное ( более 3000 видов ) семейство лилейных представлено главным образом многолетними травами. Все они имеют корневища или луковицы. Листья ланцетные, линейные и других форм. У немногих растений семейства одиночные цветки. У большинства цветки собраны в соцветия.

Строение цветка удобно рассмотреть на примере тюльпана (рис.). Это одиночный, с простым раздельнолистным околоцветником цветок. Листочки околоцветника расположены двумя кругами — 3 в наружном и 3 во внутреннем круге. Все они более или менее одинаковы, ярко окрашены.

Тычинок в цветке тюльпана тоже 6, они расположены также в двух кругах. Центр цветка занимает крупный пестик, короткий столбик которого заканчивается трёхлопастным рыльцем. Плоды у тюльпана — сухие многосемянные коробочки. Семена с эндоспермом, окружающим зародыш.

Для цветков некоторых лилейных, например ландыша майского, характерен простой околоцветник, листочки которого срослись. Цветки здесь собраны в соцветия. Плод у ландыша майского сочный — ягода.

Таким образом лилейные имеют цветки с простыми сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков с 6 тычинками и с 1 пестиком; плоды у лилейных либо коробочки либо ягоды. Зародыш в семени окружён эндоспермом.

Многие лилейные — хозяйственно важные растения. Некоторые из них введены в культуру как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты). Есть среди лилейных и ядовитые растения, например вороний глаз, ландыш майский, которые используются как лекарственные.

Родственны лилейным растения семейства амариллисовых, представителем которых может служить нарцисс.

Источник

Конспект урока по биологии «Пасленовые. Общие признаки паслёновых»

Конспект урока по биологии в 7 классе ТЕМА: Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать нетерпимость к вредным привычкам, воспитывать интерес к изучаемому предмету,

Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

1. Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

— Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

Пусть наш урок пройдёт под девизом

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с царством растений. Познакомимся с новым семейством цветковых растений. Будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;

II. Проверка домашнего задания

— На какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные)

1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.(см.Приложение.Задание1)

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, зачитывая их вслух.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое

жилкование листьев сетчатое жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных)

3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)

4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

5. Приведите примеры овощных растений (лук, чеснок.)

6. Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш)

7. Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан)

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)

2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)

3. У родственницы ёлки

Длинные иголки. (сосна)

4. Что без печали

Приводит в слёзы?(лук)

5. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям.

Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки( овёс)

6. В землю-зубочек

Из земли-клубочек (чеснок)

7. Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле (рожь)

8. Сестрица сосен, ёлок

Зимует без иголок (лиственница)

9. Он родился в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит. (Ландыш)

10. Красу колючую, как ёж,

Зимой зелёную найдёшь (ель)

— Скажите,ребята, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу)

— Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)

— Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

Тема урока: « Паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 2)

Ребята,откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.

Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 3)

— Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые.

— Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (См. приложение. Памятка)Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 4) (один из учеников зачитывает)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

— И так, ребята, начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 5)

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений — травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2

-Давайте узнаем от какого растения получило название это семейства?

-Это растение паслён. (СЛАЙД 6)

— Знакомо ли вам это растение?

-Паслён можно встретить на огородах, в поле.

— У паслёна в конце лета созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Также к этому семейству относятся:

Картофель (СЛАЙД 7)

-Ребята, а как вы думаете почему эти растения объединили в одну группу?

— По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 11)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) В(5) Т5 П 1

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

— У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 12)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 13)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

— У паслёновых встречаются плоды ягода или коробочка (СЛАЙД 14) , (СЛАЙД 15)

— Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

-Ребята, давайте рассмотрим особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых какой…(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

— Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

-К какому классу относятся паслёновые ? ( классу двудольных)

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Расскажите о признаках паслёновых растений,опираясь на таблицу в учебнике.

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

— наклоны головы назад, вперёд;

— повороты головы влево, вправо;

— махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

— быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

— круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 17) — Назовите культуры, которые изображены на слайде?

— Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

— Каким одним словом мы можем назвать растения, изображённые на слайде? (овощные)

— Расскажите чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ и витаминов .

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. Крахмал, содержащий в картофеле, даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению.

4.Перец — безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 18)

Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

— Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения — ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 19)

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 20)

— Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

— Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Математики подсчитали…(СЛАЙД 21)

каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

— каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

— за год – это 2,5 миллиона человек:

— приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

— Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Просмотр слайд шоу под спокойную музыку «Цветочно-декоративные растения»(СЛАЙД 23)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

— О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

— Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

— Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

— Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и лилейные: белена, картофель, лук, баклажан, ландыш, чеснок, петуния, томат, ) (см. Приложение. Картинки)

— Сколько групп у вас получилось? (две)

— К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и лилейные)

— К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)

Работа по карточкам.

(см. Приложение. Работа по карточкам)

Выписать номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.

В цветке 5 чашелистиков.

В цветке 4 чашелистика.

В цветке 6 лепестков венчика.

В цветке 5 лепестков венчика.

В цветке много тычинок.

В цветку 5 тычинок.

— Как человек использует растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

-Назовите ядовитые пасленовые.(белена, табак, дурман)

-Назовите овощные пасленовые. (томат. картофель. баклажан)

Рефлексия (СЛАЙД 25)

Вы видите на экране предложения, дополните их:

— Сегодня на уроке я узнал( познакомился).

— Самым интересным для меня было …

— Урок мне…(понравился/ не понравился)

Домашнее задание (СЛАЙД 26)

Используемая литература и интернет источники:

Клепинина З.А. Биология.Грибы. Бактерии.7 класс :Учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида

Клепинина З.А. Рабочая тетрадь. 7 класс.

Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Работа по карточкам.

Выписать номера предложений, в которых говорится

о признаках паслёновых._________________________

Источник

Читайте также:  Букеты из белых хризантем или ромашек

Орхидеи, розы… © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.