Меню

Готическое окно готическая роза



Окно-Роза, готика

Огромное окно-роза, до 12 метров в диаметре, обычно над входом в собор, украшенное фигурным переплётом, напоминающим распустившуюся розу или звезду. Роза пришла в готику из романского стиля и изначально была довольно скромным архитектурным элементом готического собора, но в процессе развития готики, а особенно в архитектурном стиле «пламенеющая готика», роза стала украшаться замысловатыми узорами, лепестками и лучами.

Соборы Франции, особенно Руанский собор, собор в Реймсе украшены очень красивыми окнами-розами, имеющими, как считают видные исследователи готического искусства, скрытый смысл.

На фото: окно-роза Руанского собора.

Здесь роза диаметром 14 метров. Окно-роза, по мнению французского философа и знатока готической архитектуры соборов Франции, позаимствована из кельтской мифологии. Кельты — загадочный народ, населявший юго-запад Европы и безжалостно истреблённый Римской Империей, оставил множество загадочных артефактов на территории Франции, Германии, Испании. Но о кельтах нужно говорить особо.

Вернёмся же к розе. Так вот, у кельтов роза была символом удачи, Колесо Фортуны одна из интерпретаций розы. На портале Руанского собора находится так называемая «Северная роза», многие элементы которой встречаются в готике соборов, построенных между 1100 и 1400 годами на территории Нормандии.

Роза на порталах соборов Франции, в частности, на примере Реймсского собора, это сложная геометрическая матрица в которой заложены основные теологические принципы католицизма. Но если присмотреться повнимательней, то можно увидеть определённые числовые пропорции, открытые гораздо позже, в эпоху Возрождения. Золотое сечение, закономерность Фибоначчи, вот лишь некоторые из них. Довольно часто розу на главном нефе соборов называют теологической картой мира в средневековье.

На фото: окно-роза собора в Реймсе.

Архитектура готического собора. Бернар де Суассон, знаменитый архитектор средневековья, именно ему принадлежит потрясающее по красоте окно-роза на западном портале собора в Реймсе. Это тоже одна из вариаций Северной розы, но в узорах лучистых лепестков уже чувствуется влияние традиционных кельтских орнаментов Юга Франции.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Готическая роза в архитектуре

Окно роза чаще всего относится к общему термину, объединяющему такой архитектурный феномен, как круглое окно. Чаще всего его украшает витраж. Особенно известен термин «готическая роза», поскольку особенно популярен этот прием был в период готического стиля в архитектуре.

Краткое описание

Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.

Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.

Происхождение

Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.

Стили и виды

Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых можно выделить четыре основных:

  • Окулюс – самое простое круглое окно без фигурного переплета. Пример: Римский Пантеон.
  • Простая роза – круг в центре, по краям которого расположены арки в виде лепестков. Пример: «Глаз Настоятеля» в Линкольнском соборе.

  • Колесо – круглое окно с симметричными спицами. Называется также Екатерининской розой в честь Св. Екатерины, которая подверглась пытке на колесе. Пример: кафедральный собор Лучеры, Италия.
  • Готическая роза – круглое окно со сложным дизайном, часто украшенное витражом. По виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.
Читайте также:  Осенняя подкормка роз осенью

Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических роз, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, однако вышеперечисленные виды являются самыми часто используемыми.

Размер окон

Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.

История и развитие готической розы

Несмотря на то что истоки окна-розы уходят глубоко в древность, свою современную форму и популярность оно получило именно благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой формы, начиная с периода ранней готики и заканчивая современностью.

  • Ранняя готика характеризуется сравнительно простой формой розы, в основном используется структура колеса и четкие геометрические формы: круги, треугольники и квадраты. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время неоготики, вероятно, благодаря своей простоте и эффектности.
  • Высокая готика характеризуется более сложным дизайном с большим количеством стоек и делений, со сложными формами и комплексной витражной композицией. Кроме того, стал увеличиваться и размер роз, им стали отводиться целые арки поперечных нефов.
  • Пламенеющая готика характеризуется витиеватыми узорами, напоминающими языки пламени, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие плетущиеся ветви лиан и закругления латинской S, украшают готический витраж. Роза в остальном мало отличается своими формами и размерами.

В современной архитектуре используется чаще всего простой и незамысловатый стиль окулюса. За исключением неоготики, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.

Символизм

Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.

Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

Источник

Готическая роза

«Готической розой» называется большое круглое витражное окно готического собора над входом . Витражные окна — это отдельная мощная отрасль готического искусства.

Vitraux — Cathédrale Notre-Dame de Reims

Роза — большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Встречается в церквях романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение.


Романская роза
Роза церкви Сан-Педро (Святого-Петра) в Авиле

В начале романской эпохи разделка розы была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например, Собор Парижской Богоматери, Амьенский собор, Шартрский собор, Руанский собор, Орлеанский собор, Собор Бове.

Париж. Собор Нотр Дам.Около 1268 г

Rose Window, Cathedrale Notre-Dame, Paris

Cathédrale Notre Dame. Rouen. Seine-Maritime. Haute-Normandie

Роза Руанского собора

Здесь роза диаметром 14 метров. Окно-роза, по мнению французского философа и знатока готической архитектуры соборов Франции, позаимствована из кельтской мифологии. Кельты — загадочный народ, населявший юго-запад Европы и безжалостно истреблённый Римской Империей, оставил множество загадочных артефактов на территории Франции, Германии, Испании. Но о кельтах нужно говорить особо. Вернёмся же к розе. Так вот, у кельтов роза была символом удачи, Колесо Фортуны одна из интерпретаций розы. На портале Руанского собора находится так называемая «Северная роза», многие элементы которой встречаются в готике соборов, построенных между 1100 и 1400 годами на территории.http://djanga.ru/

Собор в Реймсе- в центре не одна роза, как обычно, а две

Роза на порталах соборов Франции, в частности, на примере Реймсского собора, это сложная геометрическая матрица в которой заложены основные теологические принципы католицизма. Но если присмотреться повнимательней, то можно увидеть определённые числовые пропорции, открытые гораздо позже, в эпоху Возрождения. Золотое сечение, закономерность Фибоначчи, вот лишь некоторые из них. Довольно часто розу на главном нефе соборов называют теологической картой мира в средневековье.

Бернар де Суассон, знаменитый архитектор средневековья, именно ему принадлежит потрясающее по красоте окно-роза на западном портале собора в Реймсе. Это тоже одна из вариаций Северной розы, но в узорах лучистых лепестков уже чувствуется влияние традиционных кельтских орнаментов Юга Франции.


Notre-Dame Cathedral of Reims — Light Show for 800th Anniversary
Это необычное фото запечатлело световое шоу, проводимое к 800 летию собора

Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенина), из которых составляли орнамент.

Rose Window-Exterior of the St. Vitus Cathedral — Prague

Основной декор собора сосредотачивался на его фасаде, в центре которого, обычно, находится круглое витражное окно – «готическая роза». Это символ Богоматери — «розы без шипов», символ вечной любви без преград и границ, побеждающей смерть. На фасаде роза — геометрическая фигура, а из храма она воспринимается бесплотным светом, озаряющим души пришедших к Богу.

Roses, nave of Reims Cathedral.

Широко известен своими потрясающими витражами собор в Шартре ( Франция) .

Первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии, Шартрский собор Нотр Дам (Notre Dame — буквально ‘Нашей дорогой госпоже’) — одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья.

Шартрский собор явился предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна. Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим посвященным.

Появление новой готической архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме.

Каково бы ни было происхождение западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий скрытый смысл и тайное знание.

Воздвигнутый в честь Девы Марии собор как бы воплощает в своих конструкивных особенностях женскую сущность. Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела, словно приглашая посетителя войти внутрь. Под сводами храма находится огромное количество женских скульптурных и живописных изображений. Статую царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте.http://www.bibliotekar.ru/

Notre-Dame de Chartres- Interior of the South Stone Rose Window.

Роза южного трансепта (10,5 м в диаметре, сделанный c.1225-30) посвящена Христу, который изображён в центре с рукой, поднятой в благословении, в окружении восхваляющих его ангелов.

Роза Франции

Многие мотивы витражей Шартрского собора сопряжены с культом Девы Марии. Окно-роза было заказано в ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием ‘Роза Франции’. Многовековая традиция почитания Девы Марии как Богоматери заступницы, что в милосердии своем замаливает перед Господом все людские прегрешения, породила множество символов.

Наряду с миндальным деревом и терновой ветвью здесь встречаются яблоко и лимон. Лилия выступает символом непорочности, фиалка обозначает смирение Пресвятой Девы, Из ‘Песни песен’ Соломона и из представлений о вечной девственности Богородицы выводятся такие образы, как ‘запертый сад’, ‘запечатанный источник’, ‘замкнутые врата’.

Она Царица Небесная, но она же — благодаря нехитрой игре слов — становится и Звездою Морей (Stella Maris). Очень часто образ Девы Марии ассоциируется с розой. Средневековое искусство нередко изображает ее в розовом саду, вместо четок у нее гирлянда из роз. Поскольку непорочное зачатие есть знак ее абсолютной безгрешности, Деву Марию называют также Розой без шипов.

«В Средние века центральная Роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо, Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь получил название огонь колеса (feu de roue). Но, помимо теплоты, необходим ещё один агент, тайный и ли философский огонь. Именно этот огонь, вызванный обычным теплом, крутит колесо, производя различные алхимические реакции». Фулканелли. «Тайны готических соборов». Стр. 48.

» Как в механике древом называют железную или деревянную ось колеса, так и алхимическое древо и мировое древо есть первое — ось, вокруг которой вращается огонь колеса Великого Делания , духовный или вещественный, второе — ось, вокруг которой неотвратимо свершается великое циклическое вращение. Фулканелли объяснил смысл огня колеса вслед за Иренеем Филалетом , о тождествляющим его с тайной серой и вращательным порывом огненого начала.

То же самое немного другими словами))

Северная роза, она расположена на фасаде левого трансепта, никогда не освещается солнцем. Другая роза сверкает под его лучами; это южная роза, расположенная на краю правого трансепта, своим размером и сиянием она превосходит боковые. На фронтонах готических соборов представлены все цвета Творчества, следующие в круговом процессе, идущим от тьмы, представленной отсутствием света и черным цветом; к законченности красного цвета, проходя через белый, который представлен как средний между черным и красным.

В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Символ колеса говорит о цикличности, о переменчивости мира. Единственное место, остающееся неизменным — центр колеса, ось.Алхимический символ готической розы – движение материи и её трансформация под действием тайного огня, огня философского камня.

Готическая роза – символ божественной красоты. Её лепестки – бесконечное множество миров. Разрозненные элементы мира собраны в ней воедино. Она подобна восточной мандале – символу Вселенной.

Источник