Меню

Готическая роза собор парижской богоматери



Готическая роза в архитектуре

Окно роза чаще всего относится к общему термину, объединяющему такой архитектурный феномен, как круглое окно. Чаще всего его украшает витраж. Особенно известен термин «готическая роза», поскольку особенно популярен этот прием был в период готического стиля в архитектуре.

Краткое описание

Впервые словосочетание «окно-роза» появилось в XVII веке и имело отношение к готическому круглому окну, часто встречающемуся на фасадах готических и романских храмов. Такое название этот архитектурный прием получил благодаря схожести «многолепесткового» и симметричного витража с английской розой, под которой, особенно в то время, подразумевался цветок шиповника.

Готическая роза в архитектуре особенно характерна для готического стиля, однако не ограничена им. Круглые окна наблюдались в строении храмов, церквей и других сооружений с античных времен, на протяжении Средневековья и особенно в период неоготики. Именно поэтому большое окно округлой формы встречается по всему миру в зданиях различных назначений, возрастов и стилей.

Происхождение

Корни готической розы восходят к римскому окулюсу – большому круглому отверстию, призванному впускать не только свет, но и воздух в помещение. Самый знаменитый окулюс расположен в Римском Пантеоне, на самой вершине купола. В ранней христианской и византийской архитектуре круглые окулюсы использовались либо на вершинах куполов, либо на низких фронтонах. Круглое окно с каменной рамой появилось тоже еще в античности, но редкие варианты сохранились до наших времен. Что касается геометрического узора роз, он был чрезвычайно развит в римской мозаике.

Стили и виды

Окно-роза бывает нескольких разновидностей, среди которых можно выделить четыре основных:

  • Окулюс – самое простое круглое окно без фигурного переплета. Пример: Римский Пантеон.
  • Простая роза – круг в центре, по краям которого расположены арки в виде лепестков. Пример: «Глаз Настоятеля» в Линкольнском соборе.

  • Колесо – круглое окно с симметричными спицами. Называется также Екатерининской розой в честь Св. Екатерины, которая подверглась пытке на колесе. Пример: кафедральный собор Лучеры, Италия.
  • Готическая роза – круглое окно со сложным дизайном, часто украшенное витражом. По виду напоминает распустившуюся розу. Пример: Собор Парижской Богоматери.

Конечно, со временем появились и некоторые другие виды готических роз, например, овальные и эллиптические окна стиля барокко, однако вышеперечисленные виды являются самыми часто используемыми.

Размер окон

Изначально окна были небольшого размера и плавно перешли из романского стиля в готический. Со временем готическая роза стала занимать все больше места на фасадах зданий, придавая легкости каменным сооружениям. После завершения строительства Собора Парижской Богоматери эти окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля, практически так же, как колонны, стрельчатые окна и аркбутаны. Однако по сравнению с дальнейшим развитием этого вида окон знаменитая роза Собора Парижской Богоматери – не такое уж и большое окно, особенно по сравнению с фасадами Шартра или Сен-Дени.

История и развитие готической розы

Несмотря на то что истоки окна-розы уходят глубоко в древность, свою современную форму и популярность оно получило именно благодаря готической архитектуре, поэтому имеет смысл проследить за развитием этой формы, начиная с периода ранней готики и заканчивая современностью.

  • Ранняя готика характеризуется сравнительно простой формой розы, в основном используется структура колеса и четкие геометрические формы: круги, треугольники и квадраты. Именно этот стиль получил наибольшую популярность во время неоготики, вероятно, благодаря своей простоте и эффектности.
  • Высокая готика характеризуется более сложным дизайном с большим количеством стоек и делений, со сложными формами и комплексной витражной композицией. Кроме того, стал увеличиваться и размер роз, им стали отводиться целые арки поперечных нефов.
  • Пламенеющая готика характеризуется витиеватыми узорами, напоминающими языки пламени, отсюда и название. Эта тенденция нашла яркое отражение в круглых окнах периода становления стиля. Узоры, напоминающие плетущиеся ветви лиан и закругления латинской S, украшают готический витраж. Роза в остальном мало отличается своими формами и размерами.

В современной архитектуре используется чаще всего простой и незамысловатый стиль окулюса. За исключением неоготики, в период модерна готическая роза стала архитектурной роскошью и редкостью.

Символизм

Во времена готики предметом изображения витража-розы чаще всего становился Судный день. Готическую розу помещали в арке над западным входом в храм, что могло послужить причиной выбора тематики, поскольку именно западная стена обычно посвящалась теме Страшного Суда.

Со временем розы стали появляться на нефах, где как минимум одна из них была посвящена Деве Марии. Связь готической розы с символом Матери Христа поддерживается еще и тем, что Марию часто называют «Мистической розой» и приписывают ей символ – цветок шиповника. Однако такая символика появилась задолго до того, как окно стали называть розой.

Источник

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.

Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.

Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.

Как появились витражи в готических храмах?

Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.

Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла.

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

    Эскиз полотна переносили на деревянную панель.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.

Северная роза

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Чудеса реставрации

Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виоле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.

Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.

Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • История (561)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (255)
  • Дальние страны (237)
  • Великобритания (36)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (125)
  • Красавицы (122)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (85)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (70)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (55)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья — соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Море (3)
  • Сборник панегириков (3)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Знаменитые витражи. Окно — роза. Собор Парижской Богоматери.

Вторник, 18 Октября 2011 г. 13:36 + в цитатник

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи. Это и витражи высоких стрельчатых окон, и окна-розы.

Окна-розы имеют свою историю. «Большой розой» называют в архитектуре готических соборов круглое здание в центре западного фасада. По одной из версий, впервые «розу» на западном фасаде церкви поместил около 1140 г. аббат Сюжер. Согласно легенде, королева Бланка Кастильская и её сын Людовик IX Святой (1226 – 1270) приносили в дар храмам розы, свои любимые цветы, а также, по рыцарской традиции , посвящали «каменные розы» — круглые окна с витражами в качестве символических венков из роз. Переплеты таких окон с разноцветными стеклами действительно похожи на розы. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире. Западный фасад собора для человека, находящегося внутри, означает «темную сторону» (Запад считали страной демонов). Горящее всеми цветами радуги окно-роза при закате солнца выделяется на темной стене нефа, но это окно не освещает, а расцвечивает, в символическом смысле — делает видимым свет Евангелия .

Там лап ленивых плавное движенье

Рождает страшный тишины раскат,

Но вот одна из кошек, взяв мишенью

Блуждающий по ней тревожно взгляд,

Его вбирает в свой огромный глаз, —

И взгляд, затянутый в водоворот

Зрачка, захлебываясь и кружась,

Ко дну навстречу гибели идет,

Когда притворно спящий глаз, на миг

Открывшись, вновь смыкается поспешно,

Чтоб жертву в недрах утопить своих:

Вот так соборов окна-розы встарь,

Взяв сердце чье-нибудь из тьмы кромешной,

Его бросали богу на алтарь.

В конце XVII века, собор пережил тяжелые времена, многие витражи были разрушены. Поэтому значительная их часть — относительный «новодел», выполненный во время реставрации в середине 19 века. Главный же витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

Собственную символику имеют розы трансепта (поперечного нефа) храма. В Соборе Парижской Богоматери они огромные (13 метров в диаметре, самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Использованы материалы Википедии.

Рубрики: Города мира
Религия
Дальние страны
Достопримечательности

Метки: готика витражи франция париж собор парижской богоматери

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Источник

Читайте также:  Уход за розой даникой