Меню

Астафьев туруханская лилия кратко



Краткое содержание Астафьев Царь рыба

Pыбака Игнатьича односельчане уважали за его ум и готовность всем помочь, однако отмечали отсутствие искренности в его поступках. У героя было какое-то особенное чутье, позволившее ему стать самым умелым рыбаком в округе. Однако рыбацкое мастерство он использовал во вред природе, занимаясь браконьерством. Хоть и опасаясь быть пойманным во время запрещенной рыбалки, он из жадности не мог остановиться, желая наловить рыбы больше.

И вот попался ему как-то огромный осётр – прямо царь-рыба. Схватил рыбак топор и ударил обухом по рыбьей голове, но не удержался и свалился с лодки в воду, угодив в свои же сети. Понял Игнатьич, что не сможет он совладать с царь-рыбой, что теперь обоих их ждет погибель. Судорожно пытаясь высвободиться от крючков и сетей, рыбак даже заговаривает с осётром. Все больше запутываясь, без особой надежды на освобождение, герой чувствует холод прижавшейся к нему рыбы и понимает, что осётр жмётся к нему, так же, как и он, боясь смерти. В голове проносятся далекие воспоминания из детства и юности. Игнатьич осознает, что все жизненные неприятности были связаны с его зверским и жадным отловом рыбы.

Внезапно вспомнился старый рыбак, который предостерегал от встречи с царь-рыбой, советуя сразу опускать его, коль есть в прошлом грех. Герой начинает думать, какой же грех лежит на нём? И тут вспомнил он историю, тяжким грузом лежащую на его совести.

Была у него по молодости невеста Глаха. И поползли по деревне слухи, что зажималась она в углу с приезжим лейтенантом. Решил он отомстить за измену, и надругался над девушкой, еще и хвастался потом ребятам да мужикам. После армии он женился, Глаха тоже вышла замуж, но между ними так и осталась эта тихая вражда и обида. Со временем Игнатьич начал испытывать муки совести, но девушка его так и не простила.

Понял рыбак, что за этот грех он несет наказание сейчас, и начал просить прощения перед Богом и Глашей. И вдруг рыба, освобождаясь, уплывает, унося с собой все крючки и сети, вызволив тем самым рыбака. Понял он – простила его природа, дала второй шанс.

Автор описывает высвобождение от рыболовных сетей и крючков, но на самом деле имеется в виду освобождение души, достигнутое рыбаком после искреннего раскаяния.

Вывод: иногда совесть илинеожиданное событие заставляет человека расскаяться в плохих поступках

Подробный пересказ

Главным героем в произведении Виктора Астафьева «Царь – рыба» является Зиновий Игнатьевич Утробин, односельчане его называют по – простому – Игнатьич.

Родился и вырос Зиновий в рыбацком сибирском поселке, недалеко от Енисея.

За ум и смекалку односельчане с большим уважением относятся к этому человеку. Игнатьич никогда не отказывает в помощи, но все его добрые поступки совершаются не от чистого сердца.

В селе он слывет самым зажиточным мужиком, у которого крепкое ладное хозяйство, у Зиновия самый лучший и красивый дом, но дружеских и близких отношений он не поддерживает ни с кем, даже с родным братом.

В селе, где проживает Игнатьич и его односельчане, в основном все занимаются рыбным промыслом. И тут Игнатьич опережает всех своим везением и умением чувствовать рыбу. С детства он связан с рыбалкой, и его большой опыт, приобретенный за длинную жизнь, помогает ему в рыбацком деле.

Природная жадность толкает Игнатьича на браконьерство, он вылавливает огромное количество рыбы, идущей на нерест, этим самым опустошая природные водоемы.

Он понимает, какой вред наносит, истребляя ценную рыбу, боится быть пойманным рыбоохраной, боится позора, но жажда обогащения, чудовищная жадность не дают ему пересилить себя.

И в случае с царь — рыбой его жадность сыграла главную роль.

Однажды, уже наловив достаточное количество стерляди, Зиновий собрался домой, как почувствовал, что ему попалась главная рыба, он понял, что это был осетр. Когда рыбак увидел свою добычу, он был поражен величием и мощью царь — рыбы.

В Зиновии, с детства больше всего любившим рыбалку и все, что с ней связано, проснулся звериный азарт. Рыбак во чтобы — то ни стало, хотел одолеть огромную рыбину.

Но и рыба, недаром ее называют царем рыб, сопротивлялась изо всех сил.

Жадность не позволяла Игнатьичу крикнуть на помощь брату, ему не хотелось ни с кем делиться своим уловом. Да ещё и осетр был с икрой, и это было выше его сил, отдать кому — то хоть малую часть.

Упустить царь — рыбу Зиновию совсем не хотелось, и он продолжал бороться за свой улов.

Случайно рыбак сам попадается на крючки, и, не в силах освободиться, начинает тонуть. Перед его глазами проносится вся его жизнь. Вспомнил он и своего деда, который учил своих внуков отпускать на волю осетра, если совершил в жизни что — то плохое, так как это будет наказанием за все прегрешения.

Стараясь освободиться от крючков, царь — рыба только больше запутывается в лесках, и запутывает Игнатьича. Рыбак чувствует, что они сейчас погибнут, он начинает судорожно отбиваться от рыбины. Ему не хочется умирать, но рыбина не отстаёт от него, а все больше прижимается к рыбаку своим телом.

В мозгу Игнатьича всплывает мысль, что это не рыба, а оборотень, и послана ему как наказание свыше.

Он вспомнил, как в далёкой юности подло поступил с девушкой, которая была в него влюблена. Подумал о том, сколько он нанес ущерба своим браконьерством, своей неуёмной жадностью. Думал о своем детстве, о школе, в которой он отучился всего лишь четыре класса, потому что всегда мысли его были заняты только речкой и рыбалкой. Даже ни на одной должности он не мог долго удержаться из — за страсти к рыбалке.

И вот ночью, на реке, он остался один на один с царь — рыбой, которая представилась ему карой за его неправильную жизнь. И Зиновий огласил реку криком. Он просил помощи, он просил прощения. И случилось чудо: рванувшись, резко дёрнув, осетр ушел в глубину, и рыбак отпустил его без сомнения, пожелав ему дальнейшей жизни.

После того, как царь — рыба ушла, Игнатьич испытывает огромное облегчение от того, что он не погиб. Ещё больше облегчение он испытывает духовно, поняв, что ему выпал счастливый жребий, что у него появилась возможность оставшуюся жизнь прожить, не повторяя своих ошибок, и не совершая новых.

За любое деяние человек должен нести ответственность, всегда наступает час расплаты.

Произведение Виктора Астафьева «Царь – рыба» является доказательством неразрывного единения человека с природой. Главным для человека должны быть совесть и уважение к природе. Природа – это живое существо, обладающая сверхъестественными силами. Природа способна как отблагодарить, так и наказать, и человек не должен забывать об этом. Нужно жить в гармонии с ней.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Царь рыба. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ включает в себя две части. Первая часть называется «Мальчик с ручкой». Все писатель показывает не простую жизнь детей, которые без дома. Группа алкоголиков выбрасывают детей на мороз, чтобы они собирали милостыню. Потом деньги у них забирают

Первое произведение «Басаврюк» начало карьеру писателя. Последующие рассказы Николая Васильевича вызывали все больший восторг у читателей.

В романе «Всадник без головы» разыгрывается настоящая драма, но так же не обходится без любви. Плантатор Пойндекстер с дочерью Луизой, сыном Генри и одним из родственников решил перебраться в Техасс

В данной повести главным героем, является Джордж Колдуэлл. Он учитель, Отлично знающий свой предмет, к тому же очень доверчив и в какой то степени чудаковат. Хотя в душе учителя является очень добрым и искренним человеком

Эдуард Мелоун, 23-летний журналист, влюблен в красавицу Глэдис, которая дает ему понять, что рассчитывать на ее руку и сердце может лишь тот мужчина, для которого совершение подвигов

Источник

«Царь – рыба» В. П. Астафьев Кратко

Виктор Петрович Астафьев
Повесть «Царь – рыба» Краткое содержание

Проблему сохранности природы описывают многие авторы в своих произведениях. Астафьев в своей повести так же затрагивает тему могущества и красоты окружающего мира. В данном рассказе, автор описывает рыбу, как символ природы, которую один из главных героев пытается приручить и подчинить себе.

Очень краткий пересказ повести Астафьева «Царь – рыба»

Повествование ведется от лица рассказчика, выросшего в селе тайги. Будучи 16 – ти летним подростком, он покидает родные места, и многочисленную семью. Бывают периоды, когда родина тянет его обратно, и он приезжает порыбачить и поохотиться. Каждый раз рассказчик восхищен великолепием и многогранностью природы. Астафьев, в данной повести, представляет себя знатоком действительности сельской жизни, человеческих душ и сложностей взаимоотношений.

Список и краткая характеристика героев повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»

Список и краткая характеристика главных героев

  • Рассказчик – вырос в селе, уважает природу, постоянно задается вопросом, почему люди только принимают ее дары, и не пытаются сохранить все очарование и богатство окружающего мира.
  • Зиновий Игнатьич – уважаемый человек, зарабатывает браконьерством. Очень горделивый и жадный.
  • Командор – младший брат Игнатьича. Ненавидит старшего брата, и во всем пытается соперничать с ним.
  • Царь – рыба – осетр больших размеров. Считается мифическим существом, из-за которого чуть не погиб Игнатьич.
Читайте также:  Клумба тюльпанов с бархатцами

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Жена Игнатьича – симпатичная, немного полноватая женщина, приехавшая в село вместе с мужем.
  • Глаша Куклина – молодая девушка, в которую в молодости был влюблен Игнатьич. Приревновав, он сильно обидел ее. Этот поступок мучает его на протяжении многих лет.
  • Аким – лучший друг погибшего Коли.

Краткое содержание повести В. П. Астафьева «Царь – рыба» по главам

Часть первая

Бойе

Спустя 14 лет, рассказчик приезжает навестить своих родных, среди которых младший брат Коля. Отец, будучи высоким чиновником, проворовался и его приговаривают к отбыванию наказания на Крайнем Севере. В день, когда баржа с заключенными отходит, младший сын со своей любимой собакой – Бойе, провожает отца. Собака беспокойно бегает и тянет хозяина за куртку. Один из конвоиров, стреляет в собаку из ружья, на глазах еще юного мальчика. Вот так из-за отца, Коля становится не только главой семьи, но и теряет лучшего друга.

Капля

Спустя 10 лет, рассказчик приезжает на рыбалку, которую много лет назад обещал брату – Коле. Группа рыбаков, заготавливает рыбу на зиму, при этом у них возникают небольшие трудности. Заночевав в тайге, рассказчик восхищается великолепием и красотой природы. Рассматривая повисшую каплю на листе, мужчина задумывается о таких проблемах как: что дети – это ответственность, а не только счастье; что каждые родители переживают за своих детей; что в тайге, не человек управляет природой, а наоборот.

Дамка

Местный «пьяница» – Дамка, зарабатывает на жизнь браконьерством. Наловив много рыбы, мужчина предлагает пассажирам проплывающего корабля, купить пойманную рыбу. Пассажирами на корабле оказались сотрудники рыбинспекции, и выписали ему штраф.

У золотой карги

На очередной рыбалке, рассказчик встречает знакомых рыбаков, промышляющих браконьерством. Один, из браконьеров, рассказывает историю. Будучи на рыбалке, он выловил труп утопленника, но, не решаясь его похоронить, отпускает обратно в воду. Давняя примета напоминает Курпатову, что покойник, приводит еще к одной смерти. По возвращении домой Курпатов, узнает новость о том, что его любимая дочь погибла под колесами грузовика.

Рыбак Грохотало

Еще один рыбак с тяжелой судьбой, живущий в поселке – Грохотало. В военное время, мужчине по приказу фашистов, пришлось расстреливать своих односельчан. После чего, он был осужден и отправлен в данный поселок. На одной из рыбалок, его преследуют неудачи с лодкой и уловом. Озлобленным на всех, мужчина возвращается домой. Жена прячется от буйного мужа в подпол, Грохотало, решается поджечь дом, вместе с женой.

Царь – рыба

Брат Курпатова – Игнатьич, будучи отличным рыбаком, отправляется проверить свои самоловы. Разбирая улов, он увидел рыбу, которая считается легендой, и которую нужно бы отпустить. Но Игнатьич, пытаясь вытащить царь – рыбу, сам запутывается в своих снастях. Припоминая все свои грехи, а в частности как он поступил с девушкой – Глашей, мужчина отчаивается выбраться. На выручку приходит его брат, а рыбак обещает никому не рассказывать про царь – рыбу.

Летит черное перо

Жители села, не любят туристов, из-за оставленного потом мусора и частых пожаров. Компания людей, приехав отдохнуть и порыбачить, расставляют палатки на берегу. Поймав трех стерлядей, варят уху. Рыбнадзор выписывает огромный штраф, и им приходится продать лодку.

Часть вторая

Уха на Боганиде

Друг коли – Аким, растет в семье, где детей воспитывает нерадивая мать. Устроившись на работу по очистке рыбы, она увлекается очередным мужчиной и беременеет. За нее, все обязанности по приготовлении ухи, мытья посуды, и разборке улова, ложатся на плечи молодого человека.

Поминки

Аким и его друг, увидев в лесу оленя, ведут на него охоту. Петруня – мужчина за 30, уходит вперед. Медведь, убивает Петруню и нападает на его друга. Следователь подозревает в убийстве Акима. На поминках по Петруни, друзья жарят мясо того самого медведя, а верный товарищ ночует на могиле погибшего.

Туруханская лилия

Рассказчик вместе с Акимом, отправляется на рыбалку, на реку Тунгуск, здесь расставляют палатки, и страдают от нападения комаров. Приметив редкий цветок – Туруханскую лилию, восхищается данным творением природы. По возвращении домой, мужчина жалеет, что сорванный цветок остался лежать на траве. Но все же рассказчик надеется, что он прорастет и даст потомство.

Сон о белых горах

Аким приезжает на охоту в один из лесничих домиков. Здесь он обнаруживает больную девушку, которая отправилась с другом на охоту. Аким находит потерявшегося Гогу, но он уже мертв. Не сказав Эле про смерть друга, хоронит его под одним из дубов. Совместное возвращение из тайги сближает молодых людей. Пережив много сложностей, Аким и Эля расстаются в аэропорту.

Нет мне ответа

После очередного посещения родных мест, рассказчик улетает домой. Поднимающийся самолет, открывает удивительные виды на всю тайгу. Мужчина поражается великолепием природы, и не понимает, как можно уничтожать такое богатство и роскошь.

Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»

Произведение Царь – рыба, является основным рассказом, в сборнике автора, который был выпущен в 1976 г. Астафьев при написании данного сочинения, испытывал много сложностей. Хотя материала было очень много, автор долго не мог определиться с формой повествования.

Рассказчика задевает тот факт, что человек и природа, никогда не смогут существовать в гармонии. Вспоминая все произошедшие события, Астафьев преподносит читателю повесть, которая, как ему казалось, поможет изменить человеческое отношение к экологической проблеме, и научит не только брать, но и отдавать что-то взамен.

Источник

Сон о белых горах виктора астафьева краткое содержание

Список и краткая характеристика героев повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»

Список и краткая характеристика главных героев

  • Рассказчик – вырос в селе, уважает природу, постоянно задается вопросом, почему люди только принимают ее дары, и не пытаются сохранить все очарование и богатство окружающего мира.
  • Зиновий Игнатьич – уважаемый человек, зарабатывает браконьерством. Очень горделивый и жадный.
  • Командор – младший брат Игнатьича. Ненавидит старшего брата, и во всем пытается соперничать с ним.
  • Царь – рыба – осетр больших размеров. Считается мифическим существом, из-за которого чуть не погиб Игнатьич.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Жена Игнатьича – симпатичная, немного полноватая женщина, приехавшая в село вместе с мужем.
  • Глаша Куклина – молодая девушка, в которую в молодости был влюблен Игнатьич. Приревновав, он сильно обидел ее. Этот поступок мучает его на протяжении многих лет.
  • Аким – лучший друг погибшего Коли.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства». Игнатьич любил «поковыряться в технике», «дабы постигнуть ее существо», поэтому люди звали его «механиком».

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах». Собирая пойманное, он почувствовал: на самолов попалась «крупная рыбина». Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом».

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины». «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела на доисторического ящера походила рыбина». Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище».

Краткое содержание повести В. П. Астафьева «Царь – рыба» по главам

Часть первая

Спустя 14 лет, рассказчик приезжает навестить своих родных, среди которых младший брат Коля. Отец, будучи высоким чиновником, проворовался и его приговаривают к отбыванию наказания на Крайнем Севере. В день, когда баржа с заключенными отходит, младший сын со своей любимой собакой – Бойе, провожает отца. Собака беспокойно бегает и тянет хозяина за куртку. Один из конвоиров, стреляет в собаку из ружья, на глазах еще юного мальчика. Вот так из-за отца, Коля становится не только главой семьи, но и теряет лучшего друга.

Капля

Спустя 10 лет, рассказчик приезжает на рыбалку, которую много лет назад обещал брату – Коле. Группа рыбаков, заготавливает рыбу на зиму, при этом у них возникают небольшие трудности. Заночевав в тайге, рассказчик восхищается великолепием и красотой природы. Рассматривая повисшую каплю на листе, мужчина задумывается о таких проблемах как: что дети – это ответственность, а не только счастье; что каждые родители переживают за своих детей; что в тайге, не человек управляет природой, а наоборот.

Читайте также:  Когда лучше сажать лилии весной или осенью в средней полосе

Дамка

Местный «пьяница» – Дамка, зарабатывает на жизнь браконьерством. Наловив много рыбы, мужчина предлагает пассажирам проплывающего корабля, купить пойманную рыбу. Пассажирами на корабле оказались сотрудники рыбинспекции, и выписали ему штраф.

У золотой карги

На очередной рыбалке, рассказчик встречает знакомых рыбаков, промышляющих браконьерством. Один, из браконьеров, рассказывает историю. Будучи на рыбалке, он выловил труп утопленника, но, не решаясь его похоронить, отпускает обратно в воду. Давняя примета напоминает Курпатову, что покойник, приводит еще к одной смерти. По возвращении домой Курпатов, узнает новость о том, что его любимая дочь погибла под колесами грузовика.

Рыбак Грохотало

Еще один рыбак с тяжелой судьбой, живущий в поселке – Грохотало. В военное время, мужчине по приказу фашистов, пришлось расстреливать своих односельчан. После чего, он был осужден и отправлен в данный поселок. На одной из рыбалок, его преследуют неудачи с лодкой и уловом. Озлобленным на всех, мужчина возвращается домой. Жена прячется от буйного мужа в подпол, Грохотало, решается поджечь дом, вместе с женой.

Царь – рыба

Брат Курпатова – Игнатьич, будучи отличным рыбаком, отправляется проверить свои самоловы. Разбирая улов, он увидел рыбу, которая считается легендой, и которую нужно бы отпустить. Но Игнатьич, пытаясь вытащить царь – рыбу, сам запутывается в своих снастях. Припоминая все свои грехи, а в частности как он поступил с девушкой – Глашей, мужчина отчаивается выбраться. На выручку приходит его брат, а рыбак обещает никому не рассказывать про царь – рыбу.

Летит черное перо

Жители села, не любят туристов, из-за оставленного потом мусора и частых пожаров. Компания людей, приехав отдохнуть и порыбачить, расставляют палатки на берегу. Поймав трех стерлядей, варят уху. Рыбнадзор выписывает огромный штраф, и им приходится продать лодку.

Часть вторая

Уха на Боганиде

Друг коли – Аким, растет в семье, где детей воспитывает нерадивая мать. Устроившись на работу по очистке рыбы, она увлекается очередным мужчиной и беременеет. За нее, все обязанности по приготовлении ухи, мытья посуды, и разборке улова, ложатся на плечи молодого человека.

Поминки

Аким и его друг, увидев в лесу оленя, ведут на него охоту. Петруня – мужчина за 30, уходит вперед. Медведь, убивает Петруню и нападает на его друга. Следователь подозревает в убийстве Акима. На поминках по Петруни, друзья жарят мясо того самого медведя, а верный товарищ ночует на могиле погибшего.

Туруханская лилия

Рассказчик вместе с Акимом, отправляется на рыбалку, на реку Тунгуск, здесь расставляют палатки, и страдают от нападения комаров. Приметив редкий цветок – Туруханскую лилию, восхищается данным творением природы. По возвращении домой, мужчина жалеет, что сорванный цветок остался лежать на траве. Но все же рассказчик надеется, что он прорастет и даст потомство.

Сон о белых горах

Аким приезжает на охоту в один из лесничих домиков. Здесь он обнаруживает больную девушку, которая отправилась с другом на охоту. Аким находит потерявшегося Гогу, но он уже мертв. Не сказав Эле про смерть друга, хоронит его под одним из дубов. Совместное возвращение из тайги сближает молодых людей. Пережив много сложностей, Аким и Эля расстаются в аэропорту.

Нет мне ответа

После очередного посещения родных мест, рассказчик улетает домой. Поднимающийся самолет, открывает удивительные виды на всю тайгу. Мужчина поражается великолепием природы, и не понимает, как можно уничтожать такое богатство и роскошь.

Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое

Скачать файл Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба» Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей
Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»

Произведение Царь – рыба, является основным рассказом, в сборнике автора, который был выпущен в 1976 г. Астафьев при написании данного сочинения, испытывал много сложностей. Хотя материала было очень много, автор долго не мог определиться с формой повествования.

Рассказчика задевает тот факт, что человек и природа, никогда не смогут существовать в гармонии. Вспоминая все произошедшие события, Астафьев преподносит читателю повесть, которая, как ему казалось, поможет изменить человеческое отношение к экологической проблеме, и научит не только брать, но и отдавать что-то взамен.

Литература для всех

Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»

Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Читайте также:  Бросал под вечер лилии

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть. Бог тебя и накажет…»

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества

. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

История создания

рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

Капалуха — Астафьев В.П.

Мы при­бли­жа­лись к аль­пий­ским ураль­ским лугам, куда гнали кол­хоз­ный скот на лет­нюю пастьбу.

Тайга поре­дела. Леса были сплошь хвой­ные, поко­роб­лен­ные вет­рами и север­ной сту­жей. Лишь кое-где среди ред­ко­ла­пых елей, пихт и лист­вен­ниц поше­ве­ли­вали роб­кой лист­вой берёзки и осинки да меж дере­вьев раз­вёр­ты­вал сви­тые улит­ками ветви папоротник.

Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на ста­рую, зава­лен­ную дере­вьями про­секу. Бычки и телята, да и мы тоже, шли мед­ленно и устало, с тру­дом пере­би­ра­лись через суч­ко­ва­тый валежник.

В одном месте на про­секу выдался неболь­шой буго­ро­чек, сплошь затя­ну­тый блед­но­ли­стым доцве­та­ю­щим чер­нич­ни­ком. Зелё­ные пупы­рышки буду­щих чер­нич­ных ягод выпу­стили чуть замет­ные серые были­ночки-лепестки, и они как-то неза­метно осы­па­лись. Потом ягодка нач­нётся уве­ли­чи­ваться, баг­ро­веть, затем синеть и, нако­нец, сде­ла­ется чёр­ной с седо­ва­тым налётом.

Вкусна ягода чер­ника, когда созреет, но цве­тёт она скромно, пожа­луй, скром­нее всех дру­гих ягодников.

У чер­нич­ного бугорка под­нялся шум. Побе­жали телята, задрав хво­сты, закри­чали ребя­тишки, кото­рые гнали скот вме­сте с нами.

Я поспе­шил к бугорку и уви­дел, как по нему с рас­пу­щен­ными кры­льями бегает кру­гами глу­харка (охот­ники чаще назы­вают её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кри­чали ребята.

Я стал ози­раться по сто­ро­нам, ощу­пы­вать гла­зами чер­нич­ный бугор, но ника­кого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — пока­зали ребя­тишки на зелё­ную корягу, возле кото­рой я стоял.

Я гля­нул, и сердце моё заби­лось от испуга — чуть было не насту­пил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди про­секи, под упруго выдав­шимся из земли кор­нем. Оброс­шая мхом со всех сто­рон и сверху тоже, затя­ну­тая седыми кос­мами, эта непри­мет­ная хатка была при­от­крыта в сто­рону чер­нич­ного бугорка. В хатке утеп­лён­ное мхом гнездо. В гнезде четыре рябо­ва­тых светло-корич­не­вых яйца. Яйца чуть поменьше кури­ных. Я потро­гал одно яйцо паль­цем — оно было тёп­лое, почти горячее.

— Возь­мём! — выдох­нул маль­чишка, сто­яв­ший рядом со мною.

— А что будет с капа­лу­хой? Вы погля­дите на неё!

— А пух-то она выщи­пала сама и яйца греет голым живо­том, чтобы каж­дую каплю сво­его тепла отдать зарож­да­ю­щимся пти­цам, — ска­зал подо­шед­ший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каж­дую капельку… — грустно, по-взрос­лому ска­зал кто-то из ребят и, должно быть застес­няв­шись этих неж­ных слов, про­из­не­сён­ных впер­вые в жизни, недо­вольно крик­нул: — А ну пошли стадо догонять!

Царь рыба (61 стр.)

«Они поприветствовали друг друга», – догадался я и попробовал остепенить связчика, но он уже ничего не слышал, никому, кроме женщины, не внимал. Продолжая выделывать руками и ногами разные фортели, цокая языком, прищелкивая пальцами, «пана», точно на токовище, сближался с самкой, чудилось мне, и хвост у него распустился, но из лужи приподнялся беспалый бродяга и увесисто сказал: «Канай».
Продолжая прищелкивать пальцами, заведенно посвистывая, то и дело оборачиваясь, запинаясь за тротуар, с большим сожалением «пана» последовал за мной, уверяя, что, если бы он был один да без багажа, да не мокрый, да при деньгах, он не отступил бы так просто, он бы…

Я не поддерживал разговора, и, вздохнув почти со всхлипом, Аким смолк, однако чувствовал мое молчаливое неодобрение и через какое-то время принялся подмазываться:

– Ах, собаки! Собаки! – сокрушался он. – Забыли саранку! Сигов вот не забыли! А саранку, такую хоросыньку, забыли! Сто мы за народ?!

Я ничего ему в ответ не говорил, потому что верил: саранку вынесет потоком в реку, выбросит на берег Тунгуски, Енисея ли, и, поймавшись за землю, хоть одно семечко дикой туруханской лилии прорастет цветком.

Источник