Меню

203 мм гаубица для пиона



Пион — 203-мм самоходная пушка

16 де­каб­ря 1967 г. Ми­ни­стер­ст­во обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти при­ня­ло по­ста­нов­ле­ние №801, пре­ду­смат­ри­вав­шее раз­вер­ты­ва­ние на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ских и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот над но­вой са­мо­ход­ной сис­те­мой на гу­се­нич­ном шас­си. Она пред­на­зна­ча­лась для раз­ру­ше­ния бе­тон­ных, же­ле­зо­бе­тон­ных и зем­ля­ных ук­ре­п­ле­ний, унич­то­же­ния вра­же­ской даль­но­бой­ной ар­тил­ле­рии и ус­та­но­вок так­ти­че­ских ра­кет и про­чих средств дос­тав­ки ядер­ных за­ря­дов. Пред­по­ла­га­лось, что наи­боль­шая даль­ность стрель­бы долж­на со­ста­вить не ме­нее 25 тыс. м, при этом класс ору­дия и ка­либр пред­стоя­ло вы­брать са­мим кон­ст­рук­то­рам.

Кон­ст­рук­то­ры пред­ло­жи­ли не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ус­та­нов­ки ору­дий на гу­се­нич­ное шас­си:
1) на­ло­же­ние ство­ла от 180-мм бук­си­руе­мой пуш­ки С-23 на хо­до­вую часть тан­ка Т-55 с даль­но­стью стрель­бы обыч­ным сна­ря­дом — 30 км, ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом — 45 км. Этот про­ект по­лу­чил обо­зна­че­ние «Пион-1»;
2) на­ло­же­ние ство­ла от 210-мм пуш­ки С-72 на опыт­ное гу­се­нич­ном шас­си («объ­ек­те 429») с даль­но­стью стрель­бы обыч­ным сна­ря­дом — 35 км, ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом — 50 км на шас­си «объ­ек­та 429А»;
3) на­ло­же­ние ство­ла от 180-мм бе­ре­го­вой пуш­ки МУ-1 (Бр-402) на хо­до­вую часть тан­ка Т-55;
4) по­мес­тить в руб­ке — на хо­до­вой час­ти, за­им­ст­во­ван­ной у тан­ка Т-64, — 203,2-мм пуш­ку с улуч­шен­ны­ми бал­ли­сти­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, раз­ра­бо­тан­ную спе­циа­ли­ста­ми ле­нин­град­ско­го Ки­ров­ско­го за­во­да. Ли­бо пуш­ку то­го же ка­либ­ра от­кры­то смон­ти­ро­вать на «объ­ек­те 429», снаб­див ее от­кид­ным сош­ни­ком, улуч­шаю­щим ус­той­чи­вость при ве­де­нии ог­ня.

По­сле дол­гих спо­ров в на­ча­ле 1969 го­да бы­ло ре­ше­но при­нять ка­либр 203 мм. В сен­тяб­ре 1969 го­да ле­нин­град­ский Ки­ров­ский за­вод пред­ста­вил на рас­смот­ре­ние МОП аван­про­ект САУ «Пи­он» на ба­зе шас­си Т-64 в от­кры­том ру­боч­ном ис­пол­не­нии, а за­вод «Бар­ри­ка­ды» — аван­про­ект на ба­зе шас­си объ­ек­та 429 в от­кры­том ис­пол­не­нии. В ре­зуль­та­те бы­ло при­ня­то ре­ше­ние на раз­ра­бот­ку САУ на ба­зе объ­ек­та 429 в от­кры­том ис­пол­не­нии. Со­вме­ст­ным по­ста­нов­ле­ни­ем ЦК КПСС и Со­ве­та ми­ни­ст­ров СССР от 8 ию­ля 1970 г. № 427-151 бы­ло ре­ше­но про­ек­ти­ро­вать 203,2 мм са­мо­ход­ную пуш­ку 2С7 «Пи­он» с даль­но­стью стрель­бы 32 000 м обыч­ны­ми бо­е­при­па­са­ми и 42 000 м — ак­тив­но-ре­ак­тив­ны­ми. 1 мар­та 1971 г. ГРАУ ут­вер­ди­ло уточ­нен­ные так­ти­ко-тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к про­ек­ти­руе­мой сис­те­ме. В них пред­ла­га­лось про­ра­бо­тать воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­но­го вы­стре­ла ЗВБ2 от 203-мм гау­биц Б-4. Мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы обыч­ным 110-килограммовым сна­ря­дом бы­ла оп­ре­де­ле­на в 35 км, а ми­ни­маль­ная без­ри­ко­шет­ная — в 8,5 км. Даль­ность стрель­бы ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом со­став­ля­ла 40-43 км. Го­лов­ным раз­ра­бот­чи­ком на­зна­ча­лось кон­ст­рук­тор­ское бю­ро №3 Ле­нин­град­ско­го Ки­ров­ско­го за­во­да.

Ар­тил­ле­рий­скую часть раз­ра­ба­ты­вал вол­го­град­ский за­вод «Бар­ри­ка­ды» под ру­ко­во­дством глав­но­го кон­ст­рук­то­ра Г.И. Сер­гее­ва. Ар­тил­ле­рий­скую часть вол­го­град­цы вы­пол­ни­ли по клас­си­че­ской схе­ме, но с не­ко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми. В ча­ст­но­сти, ствол был не мо­но­блоч­ным, а раз­бор­ным, со­сто­яв­шим из сво­бод­ной тру­бы, ко­жу­ха, ка­зен­ни­ка, муф­ты и втул­ки. Та­кие ство­лы пред­ло­жил еще в 70-е гг. XIX в. спе­циа­лист Обу­хов­ско­го за­во­да А.А. Ко­ло­коль­цев. Де­ло в том, что осо­бо мощ­ным арт­сис­те­мам свой­ст­вен бы­ст­рый из­нос их на­рез­ной час­ти при стрель­бе. При­шед­шие в не­год­ность мо­но­бло­ки в та­ких слу­ча­ях от­прав­ля­ют для за­ме­ны на спе­ци­аль­ные пред­при­ятия, что тре­бу­ет не­ма­ло­го вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го ору­дие без­дей­ст­ву­ет. У раз­бор­ных же по­доб­ную опе­ра­цию лег­ко про­вес­ти в ар­тил­ле­рий­ских мас­тер­ских, рас­по­ло­жен­ных в приф­рон­то­вом ты­лу.

По­сле про­ве­де­ния за­во­дских и го­су­дар­ст­вен­ных ис­пы­та­ний, в 1975 г. са­мо­ход­ная пуш­ка бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние Со­вет­ской Ар­мии и за­пу­ще­на в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Ар­тил­ле­рий­ская часть про­из­во­ди­лась на вол­го­град­ском за­во­де «Бар­ри­ка­ды». На Ки­ров­ском за­во­де из­го­тав­ли­ва­лось спе­ци­аль­ное шас­си «объ­ект 216» и про­из­во­ди­лась окон­ча­тель­ная сбор­ка ору­дия.

По­ми­мо СССР, 2С7 со­стоя­ла на воо­ру­же­нии Поль­ши и Че­хо­сло­ва­кии (поз­же Че­хии). На дан­ный мо­мент (2010 год) 2С7 со­сто­ит на воо­ру­же­нии Рос­сии, Ук­раи­ны, Бе­ла­ру­си, Азер­бай­джа­на.

Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния сле­дую­щих за­дач:
— унич­то­же­ние и по­дав­ле­ние средств ядер­но­го по­ра­же­ния, ар­тил­ле­рии, ми­но­ме­тов и дру­гих ог­не­вых средств и тех­ни­ки;
— раз­ру­ше­ние по­ле­вых и дол­го­вре­мен­ных обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний;
— по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние ты­лов, пунк­тов и ор­га­нов управ­ле­ния вой­ска­ми и ар­тил­ле­ри­ей;
— по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние жи­вой си­лы и тех­ни­ки в рай­онах со­сре­до­то­че­ния и на ру­бе­жах раз­вёр­ты­ва­ния.
Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 вы­пол­не­на по без­ба­шен­ной схе­ме с раз­ме­ще­ни­ем ору­дия от­кры­то в кор­мо­вой час­ти гу­се­нич­но­го шас­си. 2С7 со­сто­ит из 203-мм ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной пуш­ки 2А44 и гу­се­нич­но­го шас­си.

Пуш­ка 2А44 со­сто­ит из ство­ла, за­тво­ра, стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма, за­гру­зоч­но­го лот­ка, люль­ки, про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, по­во­рот­но­го и подъ­ем­но­го ме­ха­низ­мов, двух пнев­ма­ти­че­ских урав­но­ве­ши­ваю­щих уст­ройств тя­ну­ще­го ти­па, верх­не­го стан­ка, при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний и ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния. На ору­дии при­ме­не­ны ствол с ко­жу­хом и двух­такт­ный порш­не­вой за­твор (с пла­сти­че­ским уп­лот­ни­те­лем ти­па «бан­ге»), от­кры­вае­мый вверх. За­твор ос­на­щен стре­ляю­щим ме­ха­низ­мом удар­но­го ти­па, спе­ци­аль­ным ме­ха­ни­че­ским при­во­дом, по­зво­ляю­щим ав­то­ма­ти­зи­ро­вать про­цес­сы от­кры­тия и за­кры­тия за­тво­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме эти опе­ра­ции мо­гут вы­пол­нять­ся вруч­ную), и урав­но­ве­ши­ваю­щим уст­рой­ст­вом, об­лег­чаю­щим от­кры­тие за­тво­ра. В стре­ляю­щем ме­ха­низ­ме вы­пол­не­но гнез­до для ма­га­зи­на кап­сюль­ных тру­бок. Вы­пуск про­из­во­дит­ся с по­мо­щью элек­тро­спус­ка или спус­ко­во­го шну­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме).

Читайте также:  Букет лилии с фруктами

Люль­ка ци­лин­д­ри­че­ско­го ти­па ус­та­нов­ле­на верх­нем стан­ке. К ней при­кре­п­ле­ны ци­лин­д­ры про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, зуб­ча­тая ду­га подъ­ем­но­го ме­ха­низ­ма, дат­чик дли­ны от­ка­та и крон­штейн для кре­п­ле­ния при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний. Про­ти­во­от­кат­ное уст­рой­ст­во вклю­ча­ет в свой со­став гид­рав­ли­че­ский тор­моз от­ка­та с сис­те­мой урав­ни­ва­ния объ­е­ма ра­бо­чей жид­ко­сти и два гид­ро­пнев­ма­ти­че­ских на­кат­ни­ка. Дли­на от­ка­та со­став­ля­ет не бо­лее 1400 мм. На верх­нем стан­ке смон­ти­ро­ва­ны подъ­ем­ный и по­во­рот­ный ме­ха­низ­мы и урав­но­ве­ши­ваю­щие уст­рой­ст­ва. На­ве­де­ние пуш­ки в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью гид­рав­ли­че­ских при­во­дов ли­бо вруч­ную (в ава­рий­ном ре­жи­ме). Угол вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния от 0° до +60°, угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния — ±15° от­но­си­тель­но про­доль­ной оси ма­ши­ны.

От­каз от ис­поль­зо­ва­ния дуль­но­го тор­мо­за обес­пе­чил дуль­ную вол­ну не­вы­со­ко­го дав­ле­ния на ра­бо­чих мес­тах и по­зво­лил от­ка­зать­ся от мон­та­жа спе­ци­аль­ной за­щи­ты для рас­че­та.

Пуш­ка ос­на­ще­на по­лу­ав­то­ма­ти­че­ской гид­рав­ли­че­ской сис­те­мой за­ря­жа­ния, по­зво­ляю­щей осу­ще­ст­в­лять этот про­цесс при лю­бых уг­лах воз­вы­ше­ния ство­ла. Управ­ле­ние все­ми опе­ра­ция­ми ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния про­ис­хо­дит с пуль­та зам­ко­во­го. Сна­ча­ла в за­ряд­ную ка­мо­ру по­ме­ща­ет­ся сна­ряд, за­тем — ме­та­тель­ный за­ряд, а на по­след­нем эта­пе (пе­ред за­кры­ти­ем за­тво­ра) в гнез­до стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма вруч­ную встав­ля­ет­ся кап­сюль­ная труб­ка. По­сле вы­стре­ла ис­поль­зо­ван­ная кап­сюль­ная труб­ка вы­бра­сы­ва­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски при от­кры­ва­нии за­тво­ра.

При пи­та­нии вы­стре­ла­ми САУ с грун­та ис­поль­зу­ет­ся двух­ко­лес­ная руч­ная те­леж­ка. Те­леж­ка со­сто­ит из ра­мы с ко­ле­са­ми и съем­ных но­си­лок. Но­сил­ки от­де­ля­ют­ся при подъ­е­ме сна­ря­да с грун­та и по­груз­ке сна­ря­да на ло­ток до­сы­ла­те­ля. Воз­мож­на и руч­ная пе­ре­нос­ка но­си­лок без те­леж­ки. Для по­да­чи бо­е­при­па­сов с грун­та тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­но шесть че­ло­век.

При­цель­ные при­спо­соб­ле­ния со­сто­ят из ме­ха­ни­че­ско­го при­це­ла Д726-45, па­но­ра­мы ПГ-1М, оп­ти­че­ско­го при­це­ла ОП4М-99А, ар­тил­ле­рий­ско­го кол­ли­ма­то­ра К-1, ве­хи Сб 13-11 и ос­ве­ти­тель­но­го при­бо­ра «Луч-С71М». САУ мо­жет вес­ти огонь, как с за­кры­тых по­зи­ций, так и пря­мой на­вод­кой.

Для стрель­бы из пуш­ки ис­поль­зу­ют­ся без­гиль­зо­вые вы­стре­лы раз­дель­но­го за­ря­жа­ния, со­стоя­щие сна­ря­да и ме­та­тель­но­го за­ря­да (пол­но­го или умень­шен­но­го). По­ро­хо­вые ме­та­тель­ные за­ря­ды за­клю­че­ны в по­лот­ня­ную обо­лоч­ку и хра­нят­ся в гер­ме­тич­ном кон­тей­не­ре.

Ос­нов­ны­ми сна­ря­да­ми яв­ля­ют­ся ос­ко­лоч­но-фу­гас­ный сна­ряд ОФ43 и ак­тив­но-ре­ак­тив­ный сна­ряд 3ОФ44. Мас­са ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го сна­ря­да — 110 кг, мас­са ВВ — 17,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы на пол­ном за­ря­де — 37,5 км, на­чаль­ная ско­рость — 960 м/сек. Мас­са ак­тив­но-ре­ак­тив­но­го сна­ря­да — 103 кг, мас­са ВВ — 13,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы — 47,5 км. Так­же, к пуш­ке раз­ра­бо­тан бе­то­но­бой­ный сна­ряд, спец­бо­е­при­пас с ядер­ным за­ря­дом и хи­ми­че­ский сна­ряд.

Бое­ком­плект со­сто­ит из 40 вы­стре­лов, из ко­то­рых 4 раз­ме­ще­ны на са­мо­ход­ной ус­та­нов­ке, а ос­таль­ные пе­ре­во­зят­ся в со­про­во­ж­даю­щей ее транс­порт­ной ма­ши­не.

Мак­си­маль­ная ско­ро­стрель­ность пуш­ки — 1,5 вы­стре­ла в ми­ну­ту. Пре­ду­смот­ре­ны сле­дую­щие ре­жи­мы стрель­бы:
— 8 вы­стре­лов в те­че­ние 5 ми­нут;
— 15 вы­стре­лов в те­че­ние 10 ми­нут;
— 24 вы­стре­ла в те­че­ние 20 ми­нут;
— 30 вы­стре­лов в те­че­ние 30 ми­нут;
— 40 вы­стре­лов в те­че­ние ча­са.
До­пол­ни­тель­ное воо­ру­же­ние вклю­ча­ет ПЗРК, руч­ной про­ти­во­тан­ко­вый гра­на­то­мет РПГ-7, гра­на­ты Ф-1, че­ты­ре ав­то­ма­та и сиг­наль­ный пис­то­лет.

Кор­пус шас­си пред­став­ля­ет со­бой свар­ную кон­ст­рук­цию ко­роб­ча­то­го се­че­ния, ко­то­рую по­пе­реч­ные пе­ре­го­род­ки де­лят на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, си­ло­вое, рас­че­та и кор­мо­вое. В пе­ред­ней час­ти кор­пу­са раз­ме­ще­но от­де­ле­ние управ­ле­ния с тре­мя ра­бо­чи­ми мес­та­ми для ко­ман­ди­ра, ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и на­вод­чи­ка, за ним — мо­тор­ное от­де­ле­ние с ос­нов­ной и вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вы­ми ус­та­нов­ка­ми, от­де­ле­ние для че­ты­рех чле­нов рас­че­та и кор­мо­вой от­сек, в ко­то­ром раз­ме­ще­ны ак­ку­му­ля­то­ры, то­п­лив­ные ба­ки и ма­га­зин для бо­е­при­па­сов. Ка­би­на эки­па­жа вы­не­се­на да­ле­ко впе­ред. По­ми­мо сво­его ос­нов­но­го на­зна­че­ния она слу­жит так­же про­ти­во­ве­сом ору­дий­ной ус­та­нов­ке.

Хо­до­вая часть со­сто­ит из пе­ред­них ве­ду­щих ко­лес, се­ми пар опор­ных кат­ков, шес­ти пар под­дер­жи­ваю­щих кат­ков и зад­них на­прав­ляю­щих ко­лес. На ма­ши­не при­ме­не­ны гу­се­ни­цы с ре­зи­но­ме­тал­ли­че­ским шар­ни­ром и не­за­ви­си­мая тор­си­он­ная под­вес­ка с те­ле­ско­пи­че­ски­ми гид­рав­ли­че­ски­ми амор­ти­за­то­ра­ми (на пер­вой, вто­рой, шес­той и седь­мой па­рах опор­ных кат­ков). Мно­гие уз­лы хо­до­вой час­ти за­им­ст­во­ва­ны у тан­ка Т-80. Ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия с ко­ни­че­ским ре­дук­то­ром и бор­то­вы­ми ко­роб­ка­ми пе­ре­дач за­им­ст­во­ва­на у тан­ка Т-72.

Для вос­при­ятия весь­ма зна­чи­тель­ной си­лы от­да­чи пуш­ки в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са шас­си смон­ти­ро­ван опус­каю­щий­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да сош­ник буль­до­зер­но­го ти­па. Он за­глуб­ля­ет­ся в грунт на глу­би­ну до 700 мм и обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую ус­той­чи­вость пуш­ки при стрель­бе. По­вы­ше­нию ус­той­чи­во­сти спо­соб­ст­ву­ют опус­каю­щие­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да на­прав­ляю­щие ко­ле­са гу­се­нич­но­го шас­си, а так­же бло­ки­руе­мые гид­ро­амор­ти­за­то­ры уз­лов под­вес­ки опор­ных кат­ков. При ма­лых уг­лах воз­вы­ше­ния и при ис­поль­зо­ва­нии умень­шен­ных за­ря­дов стрель­ба из пуш­ки мо­жет вес­тись и без опус­ка­ния сош­ни­ка.

В ка­че­ст­ве ос­нов­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки на са­мо­ход­ной пуш­ке ус­та­нов­лен 12-цилиндровый V-образный че­ты­рех­такт­ный ди­зель В-46-1 с тур­бо­над­ду­вом мощ­но­стью 750 л.с. Вспо­мо­га­тель­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка со­сто­ит из 4-цилиндрового ди­зе­ля 9Р4-6У2 мощ­но­стью 18 кВт и ре­дук­то­ра со стар­те­ро­м-ге­не­ра­то­ром и на­со­сом гид­ро­сис­те­мы.

2С7 ос­на­ще­на дву­мя на­блю­да­тель­ны­ми при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния ТВНЕ-4Б, ра­дио­стан­ци­ей Р-123, сред­ст­ва­ми внут­рен­ней свя­зи 1В116, про­ти­во­по­жар­ной сис­те­мой, фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, сис­те­мой обог­ре­ва, тан­ко­вым ком­плек­том де­зак­ти­ва­ции.

Пуш­ку об­слу­жи­ва­ет рас­чет из 14 че­ло­век, из них 7 со­став­ля­ют эки­паж са­мо­ход­ной ус­та­нов­ки и на мар­ше раз­ме­ща­ют­ся в от­де­ле­ни­ях управ­ле­ния и рас­че­та, а ос­таль­ные — в со­про­во­ж­даю­щем ус­та­нов­ку гру­зо­вом ав­то­мо­би­ле или бро­не­транс­пор­те­ре.

Читайте также:  Когда нужно подрезать лилии

Источник

Бог войны с ядерным гостинцем – САУ 2С7 «Пион»

«Пион» (также известна как «Малка», индекс ГРАУ – 2С7) – советская САУ, вооруженная 203-мм пушкой 2А44. Самоходная артиллерийская установка была принята на вооружение в 1975 году, в 1983 году была модернизирована. Главным конструктором самоходки является Н. С. Попов, главным конструктором качающейся части Г. И. Сергеев. САУ «Пион» предназначена для поражения особо важных целей и объектов противника, расположенных в тактической глубине обороны за линией фронта. Самоходная установка выполнена по безбашенной схеме, при ее создании в качестве ходовой части были применены агрегаты и узлы танка Т-80. На сегодняшний день САУ 2С7 «Пион» является самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. Находится на вооружении России и ряда других стран бывшего СССР. По информации на 2010 год в российской армии числилось 130 таких САУ.

В сентябре 1969 года ленинградский Кировский завод представил на рассмотрение военных проект новой САУ «Пион», созданной на базе шасси танка Т-64 в открытом рубочном исполнении, в это же время волгоградский завод «Баррикады» представил свой проект САУ на базе шасси объекта 429 в открытом исполнении. В итоге победителем стал проект на базе шасси объекта 429. Совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 8 июля 1970 года было принято решение о начале работ над 203,2-мм самоходной артиллерийской установкой 2С7 «Пион», которая обладала бы дальностью стрельбы в 32 км. обычным боеприпасом и 42 км. активно-реактивным боеприпасом.

Уже 1 марта 1971 года ГРАУ утвердило уточненные требования по ТТХ к проектируемой артиллерийской системе. В данных требованиях предлагалось рассмотреть и проработать возможность применения специального выстрела ЗВБ2 гаубицы Б-4 того же калибра. Максимальная дальность ведения огня обычным 110-килограммовым снарядом была задана в 35 км., а минимальная безрикошетная дальность стрельбы – 8,5 км. Дальность ведения огня специальным активно-реактивным боеприпасами должна была составить 40-43 км. Головным разработчиком новой САУ «Пион» было назначено КБ №3 Ленинградского Кировского завода.

В то же время за разработку артиллерийской части установки отвечал завод «Баррикады», данными работами руководил главный конструктор Г. И. Сергеев. Волгоградцы выполнили артиллерийскую часть по классической схеме, но в то же время с рядом особенностей. Среди прочего можно отметить тот факт, что ствол новой установки не был моноблочным – он был разборным и состоял из свободной трубы, казенника, кожуха, втулки и муфты. Данную конструкцию ствола еще в 70-е годы XIX предлагал инженер А. А. Колокольцев, работавший на Обуховском заводе. Выбор такой конструкции объяснялся тем, что артиллерийским системам особой мощности свойственен достаточно быстрый износ их нарезной части при стрельбе. При этом моноблоки пришедшие в негодность отправляются для замены на специальные заводы, что требует затрат времени, в ходе которого орудие бездействует. У разборных же стволов подобные операции можно выполнить на территории артиллерийских мастерских, которые находятся в прифронтовой полосе.

В 1975 году после проведения серии заводских и государственных испытаний самоходная артиллерийская установка «Пион» была принята на вооружение Советской Армии и пошла в серийное производство. САУ 2С7 «Пион» поступала на вооружение артиллерийских бригад особой мощности. В Ленинграде на Кировском заводе осуществлялось производство специального шасси «объект 216» и выполнялась окончательная сборка орудия, выпуск артиллерийской части осуществлялся в Волгограде на заводе «Баррикады».

Описание конструкции

САУ 2С7 «Пион» была выполнена по безбашенной схеме, орудие самоходки размещалось открыто на гусеничном шасси в кормовой его части. В передней части корпуса располагалось отделение управления, за ним находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТС), далее следовали отделение расчета и боевое (кормовое) отделения. Обслуживанием самоходной артиллерийской установки занимался расчет в количестве 14 человек, из них 7 человек составляли экипаж САУ. Во время марша экипаж располагался в отделениях управления и расчета, а остальные 7 человек находились в специальном бронетранспортере или грузовом автомобилей.

В кормовой части гусеничного шасси была смонтирована мощнейшая 203-мм пушка. Конструктивный отказ от применения дульного тормоза позволил обеспечить дульную волну невысокого давления на рабочих местах расчета, что позволило отказаться от установки специальной защиты для членов расчета орудия. 203-мм пушка оснащалась поршневым затвором двухтактного действия, затвор закрывался и открывался автоматически при помощи специального механического привода, при этом существовала возможность выполнения этой операции и в ручном режиме. Подача и последующая досылка снаряда осуществлялась при помощи механизма заряжания, который мог работать при любых углах вертикального и горизонтального наведения.

Управление операциями заряжания осуществлялось с пульта замкового. Подача снарядов к орудию производилась при помощи специальной штатной ручной одноосной тележки. Максимальная скорострельность САУ «Пион» составляла 1,5 выстрела в минуту. При этом были предусмотрены следующие режимы стрельбы:

Читайте также:  Какие цветы растут с тюльпанами

— 8 выстрелов за 5 минут времени;
-15 выстрелов за 10 минут времени;
-24 выстрела за 20 минут времени;
-30 выстрелов за 30 минут времени;
-40 выстрелов – в течение 1 часа.

Дополнительное вооружение САУ состояло из ручного противотанкового гранатомета РПГ-7, ПЗРК, гранат Ф-1, 4-х автоматов и сигнального пистолета.
Снизу и сверху ствола были установлены гидропневматические противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката веретенного типа с пневматическим накатником). Длина отката ствола равнялась примерно 1400 мм. Для поглощения достаточно ощутимой силы отдачи орудия в кормовой части корпуса шасси самоходки был установлен сошник бульдозерного типа, опускающийся при помощи гидропривода. Сошник заглубляется в грунт на глубину примерно до 700 мм и обеспечивает самоходной артустановке хорошую устойчивость во время стрельбы. Увеличению устойчивости САУ способствуют также блокируемые гидроамортизаторы узлов подвески опорных катков, а также специальные, опускающиеся при помощи гидропривода, направляющие колеса гусеничного шасси.

Благодаря применению довольно эффективных противооткатных устройств ведение огня из пушки может осуществляться в достаточно широком диапазоне углов наводки. Угол горизонтального наведения орудия составляет 30 градусов, в вертикальной плоскости орудие может наводиться в диапазоне от 0 до +60 градусов. При малых углах возвышения орудия или при применении уменьшенных зарядов ведение огня из САУ возможно и без задействования сошника.

На САУ 2С7 «Пион» был установлен двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-46-1, оснащенный системой турбонаддува, максимальная мощность дизеля – 750 л.с. Помимо этого для обеспечения автономного питания установки в МТС был смонтирован дизель-агрегат с дизельным двигателем, обладающим мощностью в 24 л.с. Механическая трансмиссия с бортовыми коробками передач и коническим редуктором была заимствована у ОБТ Т-72. Использование дизельного двигателя В-46-1 позволяло 46-тонной машине разгонятся по шоссе до скорости 50 км/ч.

В ходовой части с каждого борта было установлено по 7 опорных катков. Подвеска опорных катков торсионная, индивидуальная с блокируемыми гидроамортизаторами. Ведущие колеса самоходки были расположены спереди. Многие узлы ходовой части «Пиона» были заимствованы у ОБТ Т-80.

Модернизированная версия САУ под индексом 2С7М «Малка» была также спроектирована в КБ №3 Кировского завода. В ходовой части модернизированной самоходки были использованы более высокопрочные материалы и обрезиненные элементы. На «Пионе» появилась новая аппаратура управления огнем, способная принимать данные в автоматическом режиме. Был усовершенствован дистанционный механизм заряжания, изменена конструкция зарядных укладок. Введены новые боеприпасы большей мощности. Возимый непосредственно САУ боезапас был увеличен до 8 выстрелов (с 4-х). На 2С7М была установлена система регламентированного контроля непрерывного действия с автоматическими системами диагностики состояния наиболее важных подсистем самоходной артустановки. Модернизация ходовой части «Пиона» позволила добиться роста ресурса мотопробега до 8-10 тысяч км.

Благодаря усовершенствованию дистанционного механизма заряжания орудия, данный процесс стал возможен при любых углах вертикальной наводки. Скорострельность удалось поднять в 1,6 раза – до 2,4-2,5 выстрелов в минуту. Время непрерывной стрельбы из орудия 2С7М составляет до 3-х часов. В САУ 2С7М был предусмотрен вариант управления через машину управления с автоматическим приемом необходимых для стрельбы данных через радиоканальные или проводные средства связи с отображением поступающих данных на цифровые индикаторы приборов командира и наводчика.

Основными боеприпасами сверхмощной артиллерийской установки были осколочно-фугасные снаряды ОФ43, а также активно-реактивный снаряд. ОФ-43 весил 110 кг., в снаряде содержалось 17,8 кг. взрывчатого вещества. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 37,5 км. при использовании полного заряда, начальная скорость снаряда равнялась 960 м/с. Активно-реактивный снаряд весил 103 кг., в нем содержится 13,8 кг. взрывчатого вещества, дальность стрельбы данным боеприпасом была рекордной для своего времени и составляла 47,5 км. Помимо названных выше снарядов «Пион» мог использовать бетонобойный снаряд, химический снаряд и спецбоеприпас с ядерным зарядом.

Выбор между активно-реактивным и осколочно-фугасным снарядами производился непосредственно на огневой позиции в зависимости от расстояния до цели. При этом и осколочно-фугасный, и активно-реактивный снаряды были снарядами общего применения. Благодаря огромной мощности 203-мм пушки, данные боеприпасы могут применяться для поражения почти всех типов объектов, за исключением сильно углубленных/защищенных позиций и укреплений.

Для уничтожения такого рода позиций использовались специальные бетонобойные снаряды. Снаряд весом с центнер и скоростью встречи с целью, превышающей 2 Маха, мог уничтожить большую часть фортификационных сооружений, обеспечивая достаточно надежное поражение защищенных объектов, к которым относятся командные пункты, склады боеприпасов и пр.

Использование ядерных боеприпасов представлялось возможным лишь при наличии соответствующих приказов вышестоящего командования. В этом случае снаряды к огневым позициям должны были доставляться со специальных складов в составе охраняемого конвоя. Ядерные снаряды были предназначены для уничтожения особо крупных объектов инфраструктуры и промышленных объектов, а также крупных скоплений неприятельских войск. Минимальная дальность ведения огня ядерными боеприпасами составляла 18 км., а максимальная – 30 км.

Источник